Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Научно-теоретические основы изучения коммуникативной деятельности

Ляцкая Наталья Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №17
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Прыгин [1]  отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

А.А. Леонтьев [2] понимает общение  не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно. В то же время он подходит к общению, как к условию любой деятельности человека. Точка зрения А.А.Леонтьева [2] на общение как вид деятельности и на общение, как взаимодействие, которые в свою очередь, рассматриваются, как вид коллективной деятельности, ближе к позиции   Л.С.Выготского [4], рассматривавшего общение, как первый вид человеческой деятельности.

Проблему общения исследовали и философы. Так, Б.Д.Прыгин [1] считает, что общение является необходимым условием существования и социализации личности. Л.П.Буева [3] отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:

-         общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

-         общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

-         общение – взаимодействие субъектов.

Многообразие научных подходов к феномену общения побуждает нас рассмотреть его с философской, социологической и психологической сторон.

Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения, как важного фактора социального производства личности.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении, как следствие взаимодействия личности и       социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей.

А.А.Леонтьев [2] выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами. Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева [2] и его анализ общения, как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность»,  следует выделить  её основные структурные компоненты: 1) предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект; 2) потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке; 3) коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение; 4) действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении – инициативные и ответные); 5) задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; 6) средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; 7) продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) – как групповой, общение с массой -  как личностно-массовый. В единстве этих трёх уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу (И.А.Зимняя [5]).

Вместе с вербальной системой коммуникации невербальные обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками является диалогом. Диалог - это форма существования языка, связанная с его социальной природой и коммуникативной функцией. Диалогическое общение - это сфера проявления речевой деятельности человека. Речевое общение в форме диалога - это конкретное воплощение языка.

Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности.

М.И.Лисина [6] выделила три группы качеств и, соответственно, три основные категории мотивов общения - деловые, познавательные и личностные.

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребёнка.

Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого. В отличие от этого третья категория мотивов общения – личностные мотивы – характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком, как с целостной личностью.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М.И.Лисина [6] выделяла три категории средств общения: 1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица); 2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.); 3) речевые. Первые – выражают, вторые – изображают, третьи – обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него. Данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме.

 

Список литературы:

1.Прыгин Б.Д. Социальная психология – СПб.,2003

2.Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

3.Буева Л.П. Человеческая деятельность и общение – М., 1978

4.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

5.Зимняя И. А. Педагогическая психология – 2007.Золотнякова А.С.  Проблемы психологии общения : (Социальный и личностный типы общения. Их профессиональные, познавательные и генетические аспекты). Учеб. пособие по спецкурсу / Золотнякова А.С. - Ростов н/Д: Б. И., 1976 .

6.Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»