Математика и малыш
Морозова Тамара Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 72
Кировского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей и педагогов.
Нужна ли крошечному малышу, который едва выучился ходить, математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. Ну зачем такому крохе учить цифры? Действительно, зачем? А главная ошибка заключается в том, что многие из нас сводят такую многогранную и многоликую науку, как математика, к одному из ее разделов – арифметике. А между тем, начальные математические представления малышу просто необходимы.
Математика между делом
Детским физиологам давно известно, что в каждый возрастной период малыш лучше всего усваивает какие-то конкретные знания, приобретает определенные навыки. Именно с года и наступает самый настоящий «математический» возраст, когда крохе очень важно познакомиться со свойствами предметов, осознать их связь между собой, осилить основы синтеза и анализа, понять простейшую житейскую логику. А что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно, игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут вам легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если вы будете почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют крохе свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы. Если вы предложите малышу угостить зайчика красным печеньем (красные «кирпичики» из конструктора), а мишку – синим или подобрать к открытым фломастерам нужные колпачки, постепенно кроха научится различать цвета. А многократно собирая пирамидку или матрешку, малыш усваивает понятия «большой-маленький» и учится соотносить предметы по величине. Стоит отметить, что прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое «одинаковые». Ищите вместе с крохой одинаковые кубики в россыпи строительного набора и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы из коробочки для рукоделия и выкладывайте из них узор, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций. Будет кстати и игра «парочки», в которой нужно находить одинаковые картинки.
Малыши и цифры
Знакомство с числами должно быть предметным и большую помощь в этом могут оказать не рисунки в детских книгах, хотя и эту сторону обучения не стоит упускать, а осязаемые предметы, знакомые ребенку по играм - кубики, маленькие игрушки и т.д. Обучение стоит проводить в активном режиме «вопрос-ответ». Например, взять кубик и положив его на стол обозначить его численное выражение - один кубик. Далее попросить ребенка повторить фразу и смешав кубик с остальными попросить его найти «один кубик» и положить его на стол.
Попутно стоит показать ребенку цифру «1» и, несколько раз повторив название цифры проделать действия аналогично с кубиком. В дальнейшем игра - обучение идет с предложением найти и положить на стол «один кубик», а затем цифру «1», чтобы у малыша появились совместные ассоциации с числом и цифрой. Аналогично и не спеша формируется знакомство с остальными числами и цифрами.
Учимся считать по порядку.
Учить порядковый счет можно, используя ступеньки лестницы при подъеме на этаж или спуске на улицу, разложенные в ряд кубики и другие предметы, но здесь важным представляется развитие понимания у ребенка рода числительных при их связи с существительными. Для того, чтобы малыш не привык считать «один слива», один ступенька» и т.д. стоит, используя несколько предметов разного рода (яблоко, конфета, кубик и т.п.) связывать их с числительными, показывая как меняются их окончания - одно яблоко, одна конфета, один кубик и т.д.
Не менее важным моментом является понимание вопроса «который (-ая, -ое) по счету». Ребенок должен уяснить, что этот вопрос (или ему подобный) требует пересчета предложенных предметов.
Знакомство с числом «0».
Для понимания предметного выражения нуля стоит разложить на столе несколько предметов и, потренировавшись в их счете раздавать их членам семьи или убирать в коробку по одному, заново пересчитывая оставшиеся, пока не уберутся все. Теперь можно объяснить малышу, что теперь на столе «0» предметов.
«Больше» и «меньше».
Раскладываем на столе четыре кубика, а под ними три яблока. Ребенок видит, что яблок не хватает и объясняем ему, что их меньше, чем кубиков, а кубиков, соответственно, больше. Усилить понимание может сравнение двух-трех яблок (или других предметов) и 8-10 кубиков, когда малыш будет явно осязать, что кубиков больше.
Геометрические фигуры.
В этом очень могут помочь книги с нарисованными фигурами или развивающие игрушки, выполненные в виде емкостей с прорезанными в них отверстиями различной геометрической формы, в которую можно просунуть только определенную геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, круг, овал и т.д.). Здесь происходит совместное обучение распознавать фигуру и ее название.
Усилить эффект обучения могут игры с пластилином, палочками, из которых ребенок может пробовать создать собственный треугольник, квадрат и т.д. В начальной стадии обучения не стоит пренебрегать ассоциативным восприятием геометрических фигур (овал - дыня, круг - солнышко, треугольник - крыша домика).
После усвоения малышом названий фигур можно перейти к упражнениям с геометрической направленностью (посчитать количество треугольников в нарисованном квадрате с диагоналями, определить из каких фигур составлена картинка и т.п.).
Сравниваем числа.
Для понимания значения «больше» и «меньше» для цифр стоит первоначально разложить использовавшиеся ранее предметы (кубики, яблоки или другие) и посчитав каждый ряд кубиков и яблок «присвоить» им цифру, положив ее рядом, а затем приступать к понятиям «больше-меньше» в отношении предметов и цифр совместно, и только затем по отдельности. Попутно стоит ввести понимание знаков , =, показывая их значение, как на предметах, так и на цифрах.
Учимся ориентироваться в пространстве
Научить маленького ребенка ориентироваться в пространстве — задача не из легких. Дело все в том, что мышление крохи способно воспринимать только конкретные предметы, которые можно увидеть, потрогать. А вот абстрактные «справа», «слева», «впереди», «позади», «вверх», «вниз» не увидишь, не потрогаешь и даже не понюхаешь. Но знакомить с этими понятиями малыша все таки необходимо с самого раннего детства. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи.
Начните с частей тела ребенка — они все таки осязаемые.. Объясните ему, что рука которой он кушает — правая, а другая левая. Можно на правую руку надеть веселые часики или красивый браслет для большей наглядности. А дальше все дело в многократном повторении. Малыш разобрался с руками, переходим к ногам. А затем к ушам и глазам. Возможно у ребенка на какой нибудь из частей тела есть родинка. Она может послужить дополнительным ориентиром. Утренняя гимнастика послужит дополнительной возможность закрепить ориентировку в пространстве с ребенком.
Как только ребенок научился ориентироваться в частях тела, переходите к более сложным задачам. А именно, постарайтесь объяснить, что все, что находиться со стороны правой руки — это справа, а со стороны левой — это слева. Наберитесь терпения, ведь даже взрослые порой задумываются на секунду, где же эти таинственные «слева» и «справа», если их неожиданно спросить об этом. С остальными понятиями знакомим по аналогии.
Нелогичная логика
Принято считать, что у малышей до трех лет не развито логическое мышление, а значит учить их логике – пустое занятие. Но это не совсем так. Логика-то у них есть. Да только своя собственная, противоречащая общепринятой и, зачастую, взрослому пониманию недоступная. И обучать малыша самым простым логическим операциям не только можно, но и нужно. Например, простейшей классификации. Почаще называйте названия групп предметов: на кухне это посуда, в детской – игрушки, в прихожей – одежда, обувь, головные уборы и т.п. Повторяйте, собираясь на прогулку: «Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку – это одежда». Напоминайте, убирая в комнате: «Давай уберем на место мишку, зайку и машинку – игрушки». А накрывая на стол, приговаривайте: «Вот мы поставили чашки и тарелки, положили ложечки – это посуда». Попробуйте поиграть в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и расскажите, что домик этот непростой. Войти в него могут только… собачки. Отберите вместе с крохой игрушечных собачек и «впустите» их в домик. В следующий раз вид на жительство получат машинки или куклы, или те, у кого есть копыта, те, у кого четыре лапы, четыре колеса и т.п. Когда кроха освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, скажем, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два (и более) домиков: в красном доме живут все большие игрушки, а в синем – маленькие. Эта игра хороша тем, что имеет бесконечное множество вариантов. Особенно, если вы потратите чуть-чуть времени и вырежете из разноцветного картона всевозможные фигурки. Универсальными будут геометрические фигуры трех размеров и четырех цветов. Из них можно подбирать самые разнообразные комбинации: только фигурки с углами, без углов, одновременно большие и желтые, все маленькие, не круглые и не красные и т.п. Если малышуне интересна геометрия, вырежьте из картона силуэты машинок, зверюшек, овощей, фруктов – словом, всего, что может кроху заинтересовать. С подобным дидактическим материалом хорошо осваивать и счет. Ведь в каждом домишке может жить определенное количество жильцов. И они могут ходить друг к другу в гости. А значит, количество жильцов будет то уменьшаться, то увеличиваться. Одним словом, возможности малышовой математики поистине безграничны. И нужно всего лишь чуть-чуть терпения и выдумки, и сложные на первый взгляд вещи станут для крохи простыми и понятными. Помните, как решал задачи Буратино? «А я не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!» И даже в этом есть своя, вполне понятная логика. Будьте внимательны к малышу, не навязывайте собственного мнения, а относитесь к его мыслям и рассуждениям с пониманием и уважением. И всегда помните, что радость от решения непростой задачи, желание самостоятельно докопаться до истины для малыша куда важнее умения считать до ста в три года или знания наизусть таблицы умножения.
Важно!
Занимаясь с ребенком «азами» математики родители не должны забывать о возрастных возможностях ребенка и выделять на один «урок» не более 20 минут, из которых не менее двух раз нужно осуществлять «физкультминутки» по 2-3 минуты для отдыха и расслабления ребенка.
«Учим цифры и числа» http://kinderlove.ru, http://www.krokha.ru/
Мой ВундерКиндер.ру Автор:Анна «Математика для малышей»
Автор Юлия Ильяшенко «Математика малышам»