Воспитание у детей навыков
безопасного поведения на дорогах
Захарова Любовь Павловна
Проблема безопасности дорожного движения на сегодняшний день является одной из важных проблем современного общества. Увеличение количества автомобилей на улицах городов и поселков нашей страны, плотности транспортных потоков и, как следствие, растущие пробки на дорогах – все это является одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу на красный сигнал светофора или в неположенном месте. Именно поэтому обеспечение безопасности дорожного движения становится все более приоритетной государственной задачей, большое значение в решение которой имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с культурой поведения на улице и в транспорте, учить их правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, являются наиболее прочными.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, в дошкольных учреждениях проводятся беседы, игры, выставки рисунков и поделок на данную тему, занятия. Так, например, на занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель дает понятие «левая, правая сторона», таким образом ориентирует детей в окружающем пространстве; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин, беседы, чтение рассказов. Но этого не достаточно, так как практическое применение этих знаний целиком ложится на плечи родителей. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Поэтому, переходя дорогу с ребенком, родители не должны допускать движения на красный и желтый сигналы светофора, спешки на проезжей части, бега через дорогу к маршрутке или троллейбусу.
Во время прогулок, похода в магазин с трехлетним ребенком взрослым уже следует обращать внимание малышей на стоящие во дворе или движущиеся по дороге автомобили, при этом уточнять части той или иной машины (кабина, колеса, руль и т.д.), называть цвета светофора и объяснять, что означает каждый его сигнал, показывать, где можно ходить людям, а где ездят автомобили.
Постепенно у детей обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
В более старшем возрасте представления детей о правилах дорожного движения необходимо расширять: улица широкая или узкая, автомобили движутся по проезжей части, пешеходы ходят по тротуарам, а улицу переходят по пешеходному переходу. Дети узнают, что люди ездят на легковых автомобилях, троллейбусах, автобусах, грузы перевозят на грузовых машинах, а автомобилем управляет водитель. Во время прогулок, похода в детский сад или из детского сада домой родители должны обращать внимание детей и на дорожные знаки, которые встречаются им по пути. Полученные знания закрепляются и расширяются в повседневном жизни воспитателями и родителями, но следует помнить, что одно неправильное действие взрослых на глазах у ребенка или вместе с ним при переходе улицы, является плохим примером для ребенка.
Родителям надо объяснить детям, что они должны играть только во дворе, кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора или на специально отведенных для этого площадках, не выезжая на проезжую часть улицы.
Ребенок твердо должен знать, что переходить дорогу надо по пешеходному переходу спокойным шагом и не в коем случае бегом.
Большую опасность для детей представляют нерегулируемые пешеходные переходы. Необходимо объяснить ребенку, что прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть налево и направо, убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволяет перейти дорогу, и только тогда можно выходить на проезжую часть.
На регулируемом пешеходном переходе объясните ребенку, что красный сигнал светофора – запрещающий, желтый означает – стой и жди, зеленый – разрешающий. Особенно опасно выходить на дорогу при желтом сигнале светофора, потому что некоторые автомобили завершают проезд перекрестка и при этом увеличивают скорость.
Если ваш ребенок скоро идет в первый класс, то уже сейчас пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание на то, где надо переходить дорогу.
Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми, ведь детям не достаточно теоретических знаний, они должны применять их еще и на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи, родители.