Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Комплексный подход

Матушкина Евгения Игоревна

Актуальность статьи связана с тем, что на данный момент не каждый ребенок умеет общаться среди своих сверстников и в целом среди людей. Взрослым кажется, что детское общение не является столь важным. Однако, они ошибаются. Общение — важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и с миром. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов с помощью языка или сленга, таких способов передачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки. Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание. В общении проявляются отношения общающихся друг к другу и к самим себе, к совместной деятельности и ее результатам. Младший дошкольный возраст (3-4 года) – один из самых благоприятных периодов в развитии ребенка. Это время, когда закладываются основы речи. Уже в 2-3 года речь ребенка начинает развиваться очень быстрыми темпами. Практически ежедневно его словарный запас пополняется новыми словами и выражениями. Поэтому родителям очень важно всячески способствовать развитию речи своих малышей. Нужно много говорить с ребенком и поощрять его высказывания. Например, когда ребенок что-то хочет, не давайте ему этого, пока он не скажет словами. Не реагируйте, если он показывает на вещь пальчиком или издает нечленораздельные звуки. Делайте вид, что не понимаете его. Также учите малыша называть вещи своими именами. Не «ляля», а «кукла», не «рррр», а «собака» и т.д.

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта.

В современной психологии выделяется несколько классификаций общения. Одно из них является выделение видов общения на основе

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Возможны три формы коммуникационного общения:

Подражание - механизм социализации, следование образцу. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий. Имитационное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным. За подражанием стоят разные психологические механизмы:

в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт

в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре

в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе

в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности

Основы коммуникативной культуры закладываются у детей младшего дошкольного возраста.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.

Наблюдая за детьми можно определить, насколько типичен для ребенка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т.п.), что позволит вовремя скорректировать работу и заметить все то новое, чем овладел воспитанник.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать еще лучше.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Наша основная задача приложить все усилия, чтобы наши дети выросли и стали достойными членами нашего общества.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»