Методическая разрабтка
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и развитие речи в подготовительной группе
Назаренко Ольга Трифоновна
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- закреплять знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- закрепить умение различать понятия: выше - ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи: - создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- воспитательные задачи: - воспитывать правила поведения в непосредственной образовательной деятельности, выдержку.
Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, индивидуальная работа, решение примеров.
Предварительная работа воспитателя: - приготовить демонстрационный материал;
- оформить сундук с «кладом»; «написать телеграмму»,
Словарная работа: путешествие, Числоград, сокровище.
Методические приемы: - успокаивающее упражнение перед «путешествием»;
- игровой ( использование сюрпризного момента);
- наглядный( использование «карточки» с геометрическими фигурами);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- анализ.
Демонстрационный материал : «телеграмма», цветы, ребус.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с числовыми домиками.
Структура занятия : - игровая ситуация: путешествие в страну математики, чтение телеграммы Феи;
- разминка;
- постройка «корабля» из счетных палочек;
- загадки Феи;
- логические задачи;
- рисование по клеточкам;
- ребус;
- итог.
Ход:
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математики».(читает).
«Дорогие, дети! Я приглашаю вас, в понедельник, в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея.»
Скажите, а сегодня какой день недели?
Дети: сегодня день недели понедельник.
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку. (ответы).
- Какой день идет после пятницы?
- Между вторником и четвергом?
Воспитатель: Сегодня понедельник, и чтобы отправиться в путешествие, давайте проведем разминку.
- если стол выше стула, то стул…
Дети: то стул ниже стола.
Воспитатель: если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
Дети: то карандаш короче линейки.
Воспитатель: если веревка толще нитки, то нитка…
Дети: то нитка тоньше веревки.
Воспитатель: если сестра старше брата, то брат…
Дети: то брат младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова.
А на чем мы отправимся в плавание?
Дети: можно отправиться на корабле.
Воспитатель: Давайте возьмем счетные палочки и построим корабль. Приступайте к строительству.(выкладывают).
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями.
А теперь рассмотрите на плакате геометрические фигуры. Почему одни из них называются треугольниками, а другие четырехугольниками? (ответы детей).
Воспитатель: Теперь мы можем отправляться. Начинаем отсчет от 1 до 10, а теперь обратно.
Вот мы и в море.
Интересно, сколько времени у нас займет путешествие?
Какое время года сейчас?
Дети: время года сейчас весна.
Воспитатель: сколько всего времен года?
Сколько месяцев в каждом времени года?
Назовите их.
Воспитатель: скажите, какие опасности могут нам в пути встретится?( шторм, течение, подводные камни, пираты).
Мы быстро продвигаемся вперед и уже подплываем к волшебному острову.
Давайте сойдем на сушу.
Здесь растут необыкновенные цветы, на которых задания Феи. Чтобы нам достигнуть цели, необходимо выполнить все задания.
1. Пять лисят песок копают, три на солнце загорают.
Два купаются в золе, сколько всех, скажите мне. (10).
2. Пять индюков купили сапоги. Сосчитать их помоги. 10).
3. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2).
4. Назови соседей числа 3? ( 2, 4). Какие числа живут рядом с 5? (4, 6 ). Назови соседа числа 6 справа (7). Назови соседа числа 9 слева (8).
5. Сколько клеток до черты – столько раз подпрыгнешь ты. (4).
Воспитатель: Очень хорошо! Так мы быстро доберемся до острова.
6. Решение примеров со звездочкой:
7 *3=10 5+*=8 *+4=9 10*2=8
6-*=5 *-3=6
Воспитатель: давайте проведем физминутку:
Девочки и мальчики ( руки на пояс, наклоны головой из стороны в сторону)
Прыгают как мячики ( ритмичные подпрыгивания на месте )
Ножками топают, ручками хлопают ( 3 приттопа, 3 прихлопа)
Глазками моргают ( руки на поясе, зажмуривание 3 раза)
После отдыхают ( ладошки под щечку, вдох – выдох ).
Воспитатель: Поднимаемся на корабль, мы плывем дальше. Вижу огромный город Числоград.
Следующее задание Феи: помочь жителям города Числограда. Дома в этом городе необычные, нужно заселить все домики числами так, чтобы сумма чисел на первом этаже была равна числу на крыше. При этом все домики надо заселить по-разному.
777 7 – это сумма: 1 и 6; 2 и 5; 3 и4; 5 и2; 6 и1 ; 7 и0.
Воспитатель: Вот мы и подплываем к острову. Но сойти на этот остров не так-то просто. Его охраняют, а кто – мы не знаем. Чтобы узнать, необходимо выполнить следующее задание.
Давайте повторим направление направо, направление налево. Взяли лист в клетку, карандаш поставили на точку и приготовились:
1 клетка в право, 4 вниз, 2 в право, 2 вверх, 2 в право, 1 вниз, 1 в лево, 5 вниз 2 в лево, 1 вверх, 1 в право, 1 вверх, 2 в лево, 2 вниз, 2 в лево, 1 вверх, 1 в право, 4 вверх, 1 в лево, 2 вверх, 1 в право, 1 вверх.
Кто же охраняет этот остров?
Дети: Этот остров охраняет собака.
Воспитатель: С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. Давайте сойдем с корабля. На остров мы попали, но где же искать клад ? Помните про опасности?
Посмотрите, тут что-то есть.
« По острову бродит пират. Глядит на восход, на закат,
Под каждую пальму глядит, одну только фразу твердит.
Он думает, глядя вокруг:
Воспитатель: О чем он думает, давайте прочитаем:
( не здесь ли запрятан сундук?)
Посмотрите, может кто увидит сундук? (ищут).
Вот мы и нашли клад. Но нам надо отправляться обратно, идем на корабль.
Ребята, где мы сегодня были?
Вспомните, какие задания мы выполнили.
Что больше всего понравилось?
Наше путешествие окончилось, и теперь мы можем открыть сундук.