Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.
Упражнения на дыхание
Положиенко Ольга Васильевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга
Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.
Я стараюсь организовать музыкально-оздоровительную работу так, чтобы обеспечить каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявлять и развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:
Музыкотерапия
Игровой массаж
Пальчиковые игры
Фонопедические упражнения
Дыхательная гимнастика
Остановлюсь более подробно на последней технологии.
Сила дыхания
Когда нарушается дыхание, волнуется душа. Когда Дыхание успокаивается, и душа обретает покой.
Мы дышим автоматически, не задумываясь над этим процессом. Нормальный обмен веществ в клетках организма ребенка является основой его здоровья и зависит, в первую очередь, от дыхания и состава газа, участвующего в акте дыхания. Создавая комплекс игр, я придерживалась следующего: как, изменяя ритм дыхания, помочь ребенку успокоиться, постараться справиться с насморком, кашлем. Каждый взрослый наверняка ощущал связь между дыханием и эмоциями ребенка, пытаясьсь успокоить его, мы говорим: «Дыши глубже», и когда ребенок это делает, его возбуждение исчезает. А если приласкать возбужденного ребенка, с элементами агрессии, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойным.
Остановлюсь на тех упражнениях, которые более понятны и доступны детям.
Вот простые упражнения на дыхание
Воздушный шарик
Предложить ребёнку «надуть воздушный шарик». Пусть ребенок представит, что у него в руках маленький воздушный шарик. Обратить внимание на то, какого цвета шарик у ребенка, сказать какого цвета ваш шарик, и предложите вместе надуть шарики, и у кого шар получится больше.
Можно прокомментировать действия ребенка, выполняя упражнение вместе с ним:
Воздух мягко набираем, шарик смело надуваем.
Пусть летит он к облакам,помогу ему я сам.
«Воздушный шарик» — замечательное упражнение для маленьких детей. Его можно выполнять в любое время.Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли.
«Надуй шарик»
Ребенок сидит или стоит: «надуй шарик» — широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух — «ффф»; «шарик лопнул» — хлопнет в ладоши; «из шарика выходит воздух» — малыш произносит: «шшш», — делая губы хоботком и опуская руки.
«Курочка»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны как крылья — вдох; наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», — одновременно похлопывая себя по коленям — выдох.
«Жук»
Ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову — вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову — выдох, «жу-у, — сказал крылатый жук, — посижу и пожужжу».
«Трубач»
Ребенок стоит или сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу».
«Подуем на плечо»
Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо, голова прямо — вдох носом, голова влево — выдох:
Подуем на плечо, подуем на другое,
На солнце горячо пекло дневной порою.
Опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо — вдох носом, поднимает лицо кверху — выдох через губы, сложенные трубочкой:
Подуем на живот, как трубка станет рот,
Ну а теперь — на облака и остановимся пока.
«Хомячок»
Ребёнок вдыхает и задерживает дыхание, проходит несколько шагов (10—15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопает себя по щекам, выпустив воздух изо рта и проходит еще немного, дыша носом.
«Ворона»
Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки, разводит руки широко в стороны как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «Каррр», — максимально растягивая звук «р».
«Пыхтелка»
Глубокий вдох, выдох. При выдохе — громкое произношение: «пых-пых-пых».
«Бульканье»
Ребёнок сидит, перед ним — стакан с водой, в котором — соломинка для коктейля; научить ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох — носом, выдох — в трубочку: «буль-буль».