Слушаем музыку вместе с ребенком
Кузнеченкова Татьяна Викторовна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ №62 Кировского района
Существует мнение, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если он не проявляет к ней особого интереса. Родители надеются, что наличие у малыша предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Это ошибочное мнение. Не случайно композитор Д.Д. Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Поэтому детей необходимо учить слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая пение взрослых.
Продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе, является совместное восприятие музыки. Дети часто обращаются к взрослым с просьбой принять участие в совместной деятельности; настойчиво призывают что-то вместе прослушать, спеть или потанцевать.
К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми.
В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная близость между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.
Совместное восприятие музыки может быть выражено в пении ребенка для вас, в участии малыша в вашем танце и в совместном слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми, услышать родительскую оценку услышанного. Малыши с удовольствием слушают музыкальные пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся яркостью образов, простотой и ясностью. Это небольшие песенки, народные мелодии и колыбельные. Маленькие дети с радостью слушают много раз одни и те же полюбившиеся им мелодии.
Дети старшего дошкольного возраста могут слушать более объемные музыкальные произведения. Это специально написанные для детей пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, или отрывок классической музыки. Попросите ребенка определить характер музыки передать его в движении или оркестровать, отобразить в рисунке. Детям очень нравится такая форма музыкального восприятия.
Постарайтесь заинтересовать, использовать благоприятное настроение ребенка для обучения его восприятию музыки. Можно организовать концерт: пусть ребенок пригласит своих друзей.
Чтобы усилить игровые моменты можно раздавать пригласительные билеты. Дошкольники не могут долго заниматься чем - то одним, поэтому следует чередовать их деятельность. Индивидуальные выступления могут чередоваться с коллективными.
Музыкальные пьесы предназначенные для прослушивания, должны быть различными по настроению и по темпу. Пусть дети держатся свободно, а при желании - двигаются. Каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается память, фантазия и творчество.
Следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку, гораздо беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее. Совершенно справедливо В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».
Литература:
«Как рассказывать детям о музыке» Д. Д. Кабалевский. Издательство «Просвещение» 2005год
«Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский. Издательство Киев 1973год.