Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Приобщение детей логопедической группы с тяжелым нарушением речи к русской народной культуре

Из опыта работы

Бирюкова Людмила Константиновна,
ГБДОУ №81 Фрунзенского района

 

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть не похожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. Планомерно приобщая детей к истокам русской народной культуры через календарно-обрядовые праздники, мы пришли к выводу, что этот вид деятельности оказывает влияние и огромную помощь в развитии и воспитании детей логопедической группы с диагнозом тяжелое нарушение речи. Дает возможность творческого перевоплощения для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения, помагает больше узнать и любить свою Родину, народ, традиции, обычаи.

Праздник Капустницы под названием « Сентябрь пахнет яблоками , а Октябрь капустой» в нашей группе « Подсолнушек» проводится ежегодно,как и другие календарно-обрядовые праздники.

Сценарий праздников пишем исходя из возрастных данных наших детей, но прежде, чем провести такой праздник необходима предварительная работа .

Знакомство детей с истоками русской народной культуры мы начинаем с диагностики детей . На каждого ребенка заводим карту диагностики творческих способностей и личного эмоционального состояния. Данная диагностика позволяет успешнее и быстрее решать задачи, которые ставим перед собой мы воспитатели и логопед нашей группы, это такие задачи как:

-работа над речевым дыханием ,артикуляцией и автоматизацией поставленных звуков. Совершенствование четкости произнесения слов и словосочетаний

- работа над интонационной выразительностью , учить модулировать голосом :громче ,тише , тоненько ,грубо ;передавать интонацию удовлетворения ,радости ,печали ,испуга;

- упражнять в передаче образа через жесты, движения, мимику;

-совершенствовать диалогическую речь ,учить искусству диалога;

- учить рассказывать сказки, небольшие описания, уметь строить распространенные предложения , развивать устойчивый интерес и любовь к литературе ,устному народному творчеству ;

- развивать артистичность ,умение перевоплощаться

-воспитывать внимание, выдержку, память, развивать воображение, фантазию.

Учитывая поставленные перед собой задачи ,мы заранее планируем специальные занятия.

Проводить эти занятия желательно   специальном отведенном месте. В группе был создан мини - музей ,где собраны предметы русского быта : чугунки ,самовар ,глиняная посуда , деревянные ложки , кочерга , прялка , расшитые полотенца . Занятия в основном проходят в « избе» - там мы назвали наш музей ,где воспитатель выступает в роли хозяйки – тетушка Марьюшка , эту роль я взяла на себя . Помощниками у тетушки Марьюшки выступают сказочные персонажи – домовенок Кузя и дед с бабкой . Эти персонажи помогают детям раскрыть свой потенциальные возможности , вступают с детьми в диалог , спорят с ними , играют .

В обучении детей используем доступные образы литературных произведений , при этом важную роль играют произведения фольклора , устное народное творчество – потешки , загадки , пословицы , поговорки , а также русские народные сказки .

У детей с диагнозом тяжелое нарушение речи наибольшие затруднения возникают при ;

-самостоятельном определении главных свойств и признаков при рассматривании какого бы то ни было предмета или персонажа ;

-удержании в памяти последовательного диалога между персонажами . Допускают многочисленные ошибки в произношении, согласовании прилагательных , местоимений .

Учитывая все эти затруднения при запоминании пословиц и поговорок, мы используем карточки на которых в рисунках зашифрованы пословицы . Мы ни в коем случае не требуем от детей точного запоминания , но читая эти рисунки дети , как правило точно воспроизводят зашифрованные в них пословицы и поговорки .

Тренировать умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике можно с помощью разрезных шаблонов – своеобразных пиктограмм .

Пиктограмма представляет собой набор карточек , на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции . Дети рассматривают пиктограммы , называют настроение , которое они символизируют . В дальнейшем дети получают различные задания для работы с ними .

Прежде чем приступить к работе с детьми по знакомству с русскими народными сказками , мы проводим специальный опрос детей :

-любите ли вы сказки

-какие вы знаете русские народные сказки?

-читают ли вам родители сказки?

Эти вопросы мы задаем детям на первом этапе нашего знакомства . Результаты опроса с каждым годом несовсем утешительные .

Если сравнить ответы детей прешедших в нашу группу в 94-96 годах и детей этого года по результатам опроса выглядят следующим образом:

-любите ли вы сказки? Все дети единогласно ответели ДА

-Какие вы знаете сказки? Если дети 90х годов отвечали «Курочка ряба» , « теремок» , « репка» , то нынешние дети 40% не знают русских народных сказок и родители им не читают .

Свои занятия мы строим не только на рассказывании сказок , былин , но и показы театра , где большую часть персонажей аттребутов сделанны руками воспитателей – это и настольный театр, плоскостной , пальчиковый , театр перчаток .

Приобщаяя детей к истокам русского народного творчества через календарно – обрядовые праздники на примере капустных посиделок .

Прежде всего дети познакомились с историей возникновения этого праздника .

Изучая лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», дети узнавали признаки осени, характерные особенности, знакомились с выращенными на грядках овощах их применении особое внимание мы уделили капусте, так как издавна на Руси являлась одним из основных продуктов питания . Мы с детьми сеяли семена капусты, рассматривали рассаду, а осенью полностью посвятили занятие капусте, где дети рассмотрели, как капуста выглядит, как можно еще назвать капусту: вилок, качешок , качан- вспомнили загадки. Используя на занятиях схему алгоритмов, дети запоминали последовательность засолки капусты. А увидеть своими глазами , как надо солить капусту и поучаствовать в этом процессе- доставило детям огромную радость и удовольствие.

В своей работе мы учитываем какая речевая нагрузка возможна для ребенка в определенный период работы .Иногда важно предоставить ребенку выступить наравне с другими детьми хотя бы с маленькой ролью, чтобы таким образом дать возможность ребенку перевоплощаясь в какой либо персонаж отвлечься от речевого дефекта .Не имеет значения какую роль исполняет ребенок ( робкого зайца, хитрую лису или репку) важно, что он создает образ не естественный ему самому, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Огромный материал для развитии фантазии и творчества дает продуктивная деятельность детей .Чтобы развить у ребенка ощущение свободы и творческой активности, надо дать ему возможность изображать, творить.

На музыкальных занятиях дети ,как ни на каком другом чувствуют себя раскрепощенно они поют народные песни ,танцуют, играют в подвижные игры.

Результаты диагностики показывают резкий рост речевых умений и навыков детей. Проявляются личностные качества детей  их способности, наклонности, увлеченность. Делает ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети в отличие от взрослых способны искренне проявить себя в художественной деятельности они с удовольствием выступают на праздниках, играют в народные игры, поют народные песни, танцуют. Долг каждого воспитателя во время заметить и раскрыть способности и задатки у ребенка.

Особое внимание уделяем вовлечению родителей в образовательные отношения , посредствам организации совместных праздников.

Прежде, чем провести обрядовый праздник, нами была составлена анкета из анкеты следует, что родители знают только такие праздники как Пасха, Новый Год, Рождество, Масленица. Народные праздники проводимые в парках отдыха или в домах творчества посещают всего 20% читают детям сказки около 50% , иногда 30%

В уголке для родителей постоянно помещается материал по народным праздникам, предлагаем родителям вместе со своими детьми принять участие в творческой работе. Большинство родителей с удовольствием и фантазией подходят к работе. Совместное участие в творческих мероприятиях единит и помогает в воспитании детей.

Родители стали активными участниками в проведении русских народных праздников. Они помогают изготавливать атрибуты, учавствуют в выставках, в выпусках газет. Проводимые праздники завершаются чаепитием для детей с самоваром ,с пирогами, кренделя, баранки, петушки на палочках. Угощения готовят как родители так и воспитатели.

Знакомим и обучаем детей народным играм. На празднике Капустница дети играли в игры (пирожок ,яблонька , вью вью я капусточку ,ящерка) .

Использование фольклорного материала в непосредственно – образовательной деятельности осуществляется по подгруппам и индивидуально, в совместной и самостоятельной деятельности детей .В разных разделах обучения учитываются темы по русской культуре , при этом выбор темы определяется ритмом народного календаря . Речевому развитию выделяется особое место ,так как группа с тяжелым нарушением речи . При разработки сценариев народных праздников (Сентябрь пахнет яблоками ,а октябрь – капустой ), (В расписной избе я живу , всех гостей к себе приглашу), (Пришли святки , запевай колядки ) и т. д . особое место уделяем подбору словесно – музыкальным , драматическим и игровым моментам.

Обязательно на нашем празднике присутствует сюрпризный момент, что усиливает детские впечатления , переживания , обогащает их художественное и эстетическое восприятие . В обрядовые праздники всегда включаем две-три народные игры . Чтобы дети прочувствовали дух прошлого времени , одно из важных условий работы с фольклорным материалом , является костюм . Для девочек мы сшили сарафаны и девичьи повязки , мальчикам – рубашки косоворотки , портки и связали для детей лапти .

При проведении праздника капустницы были включены не только игровые моменты , но и проверка детей на знание лексических тем: (Осень) , (Овощи) ,(Фрукты) – вопросы детям задавала хозяйка праздника тетушка Марьюшка ,дети успешно справились с заданием , были предложены детям зашифрованные на карточках пословицы , дети справились и с этим заданием .

Самым интересным для детей и кульминационным моментом праздника явилась засолка капусты . Каждый ребенок вместе с тетушкой Марьюшкой попробовал рубить капусту секачем, что приводило детей в восторг . Дети опираясь на знания полученные на занятиях , говорили , о том , чтобы капуста получилась вкусной и красивой , надо положить в нее морковку и добавить яблоко или клюкву , а чтобы не заводились микробы , воткнуть в нее дубовою веточку , как это делали в старину .

Праздник закончился угощением всех гостей и чаепитием для детей .

Подводя итог выше сказанному считаем , что данная система работы позволяет формировать у детей знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально – окрашенного чувства, причастности детей к наследию прошлого в том числе благодаря созданию особой среды в группе , позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться к нашему прошлому .

 

 

Список используемой литературы:

  1. О.Л. Князева, М.Д. Махонев «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»     С-Петербург изд-во «Детство» Пресс 2004г.
  2. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова « Красна изба» С-Петербург « Детство» Пресс 2004г.
  3. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным творчеством» С-Петербург «Детство» Пресс 2004г.
  4. Основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту.«Народный календарь». С-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
  5. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». С-Петербург «Детство-Пресс» 2008г.
  6. А.Г. Айдашева « Русские обряды» Москва Изд-во «Скрипторий» 2004г
  7. Н.В. Еремина, Е.И. Якубовская, Л.Н. Иванищенко «Народные традиции воспитания детей» Части 1и2  С-Петербург 2008г.
  8. Н.А. Уликова «Словом душа растет» 1-6 части. С-Петербург Изд-во « Смарт» 1994г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»