Педагогическое сопровождение детей
раннего возраста и их родителей
Создание детско-родительского клуба «Веселая семейка»
(из опыта работы)
Циганкова Светлана Викторовна,
ГБДОУ №11 Невского района Санкт-Петербурга
Родительский клуб «Весёлая семейка» был создан в 2013 году и уже во время создания мы задумывались о том, что в условиях нашего города можно проводить работу с детьми и их родителями, начиная с раннего возраста. ПОЧЕМУ? Мы консультируем родителей детей, начиная с 2-х летнего возраста, далее – до окончания посещения группы.
Необходимость работы с детьми раннего возраста и их родителей вытекала из практики консультирования. У воспитателя родители часто интересуются развивающими занятиями с детьми, но в ходе беседы выясняется, что родители не ориентируются в нормах и периодичности развития детей, не могут правильно подобрать игрушки и не знают, в какие развивающие игры играть с детьми. Кроме того, родители очень хотят, что бы их дети могли общаться со сверстниками, поэтому водят своих детей на все кружки, которые им кажутся полезными, не учитывая ранний возраст ребенка и его возможности. Сначала мы задумывали информационные занятия только для родителей для того, чтобы рассказать им о периодизации развития детей и помочь сориентироваться в море развивающей литературы и игрушек, ведь известно, что в раннем возрасте сверстники малышу пока неинтересны: и мир он воспринимает через родителей, и партнером в играх является взрослый. Родители заинтересовались и пришли, но вместе с детьми, так как их просто не с кем было оставить. И тогда мы разработали комплексные занятия, предназначенные для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) и их родителей.
Основные положения родительского клуба «Весёлая семейка» разработаны с учетом возрастных особенностей детей, а также педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям, посещающим ДОУ в обеспечении успешной социализации;
-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом потребностей и особенностей семей.
Мы даём необходимые консультации для родителей, проводим мастер-классы, приглашаем других специалистов, показываем презентации, проводим как театрализованные игры, так и игры совместные с детьми и родителями. В раннем возрасте – до 1,5 лет - у ребенка формируется предметно-манипулятивная деятельность. На втором году жизни ребенок уже подражает действиям взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Мы говорим родителям о том, чтобы дома они давали возможность детям наблюдать и подражать их бытовым действиям, ведь это первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок имеет возможность освоения социальных навыков. Мы подчеркиваем на своих занятиях, тренингах важность этого уникального периода детства их детей, в котором так активно и без затруднений ребенок осваивает огромный пласт социальных умений.
Таким образом, план работы с родителями построен в основном на сотрудничестве с родителями и их детьми.
Основная цель групповых комплексных совместных занятий с детьми раннего возраста и родителями – оказание педагогического сопровождения семьям в воспитании детей 2-4 года жизни.
2.2. Основные задачи родительского клуба:
-Обеспечение эффективного взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
-Оказание педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям, посещающим ДОУ в обеспечении успешной социализации;
-Педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом потребностей и особенностей семей.
-Способствовать повышению психологической грамотности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
- Обучить родителей методам и приемам общения, воспитания, развивающих и обучающих игр с детьми.
- Формировать у детей и их родителей интерес к играм и продуктивным видам деятельности, а так же положительное отношение к результатам.
- Знакомить детей и их родителей с новыми видами познавательной и продуктивной деятельности, игровыми и художественно-изобразительными приемами для использования в домашних условиях.
Занятия проводятся совместно с родителями или лицами, их заменяющими. Родители должны включаться в занятия с ребенком полностью, принимать самое активное участие во всех играх и делахсам делает все, что мы хотим от ребенка, и получает от этого удовольствие, тогда ребенок по подражанию тоже будет с удовольствием участвовать в занятии. Важно хвалить ребенка за все результаты деятельности, которые получаются из его рук, так как первая самооценка детей в это время является тождественной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.
Содержание занятий: комплексное развитие ребенка и детско-родительские взаимодействия.
Основные занятия имеют общую структуру: ритуал приветствия и установления контакта, развивающие упражнения и игры, физкультурный и музыкальный блок, продуктивные виды деятельности, ритуал помещения на выставку работ ребенка и эмоциональная поддержка родителей, ритуал прощания.
Обычно все занятие строится на одном сюжете – консультации, мастер-класс, презентации, игровая деятельность, ответы на вопросы и пожелания родителей.
Данная программа построена на постоянном обогащении взаимодействия родителя и ребенка, что позволяет решать задачи, связанные с профилактикой нарушения детско-родительских отношений и повышает психологическую и педагогическую грамотность родителей. Кроме того, в ходе реализации программы обязательно проводятся занятия, целью которых является улучшение детско-родительских отношений.
Собрания проводятся в течение учебного года, 1 раз в месяц, Длительность основного блока занятий с детьми – 10 -15 минут. Дополнительно в занятия включены игры и физические упражнения, что позволяет увеличивать время занятия с детьми до 30 минут. С родителями занятие продолжается 45 минут, в это время дети находятся в этом же помещении и заняты игровой деятельностью.
По завершении занятий ожидается как повышение показателей психического развития детей, так и улучшение детско-родительских взаимоотношений и повышение педагогической грамотности родителей. Отдаленным результатом можно считать снижение риска дезадаптации ребенка в детском саду.
Для оценки результативности программы использовались : наблюдение за детско-родительским взаимодействием и анкетирование родителей. Проводилась качественная и количественная оценка результатов.
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что наблюдается улучшение по всем показателям: как в группе в целом, так и в индивидуальных случаях. С повышением уровня развития детей коррелирует повышение оценок, которые выставляют родители своим детям: родители замечают изменения в положительную сторону во всех сферах.
Результаты наблюдения за детско-родительскими взаимодействиями позволяют делать выводы о том, что родители меняют стиль поведения в соответствии с предлагаемой им на занятиях информацией и научаются хвалить и поддерживать своих детей. Отзывы родителей о полезности посещаемых ими занятий так же подтверждают эффективность работы родительского клуба.