Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние закаливающих процедур на умственную работоспособность старших дошкольников

Кушнырик Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем , среди которых  самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области , где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья путем совершенствования службы здравоохранения должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено , что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

В то время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье , школе, детском саду по настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии ( под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности , изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводилась всегда спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется сейчас медленно и неэффективно.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране , на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья ведет к положительным результатам.

Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма к действию

патогенных факторов; это физическая , психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизни.

Здоровье следует понимать как нечто целое состоящее из взаимозависимых частей.

Существует 5 аспектов здоровья.

- физический аспект, основным средством которого являются :

рациональное питание, закаливание, двигательная активность , обеспечение экологической безопасности , стоматологическая профилактика, вакцинопрофилактика , укрепление иммунных сил организма, консультирование родителей и детей.

- интеллектуальный аспект, под которым понимается , то как человек усваивает информацию, насколько у него развиты речевые функции, умение воспроизводить полученную информацию , принимать самостоятельные решения , мыслить творчески.

- психический аспект здоровья , его основа закладывается в утробе матери с момента зачатия. Огромное значение имеет психологическое состояние мамы во время беременности , родов и раннего развития ребенка, поэтому особая ответственность за формирование психического здоровья малыша лежит на родителях. В дошкольном и школьном возрасте большую роль в сохранении и укреплении психического здоровья играют педагоги и родители.

Система работы с родителями включает следующие направления:

1  Ознакомление родителей с состоянием здоровья детей.

2  Определение задач по оздоровлению детей.

3  Составление плана оздоровительных мероприятий.

4  Составление индивидуальных маршрутов ( для детей 3и 4 групп здоровья)

5  Целенаправленная санитарно- просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические знания и необходимость коррекции образа жизни ребенка, режим дня , закаливания , организация рационального питания.

- создание оптимального воздушного режима в квартире

- ознакомление родителей с лечебными мероприятиями проводимыми в детском саду.

6  Ознакомление с содержанием воспитательно-образовательной работы, педагогическими мероприятиями, направленными на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка.

-  двухразовые прогулки в течение дня.

- обеспечение оптимальной физической нагрузки на прогулках, занятиях, бодрящей гимнастике, остеопатической гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности.

-   включение в физкультурные занятия циклических движений, движений на формирование осанки, профилактика плоскостопия.

-  развитие познавательных интересов детей.

-  элементы дыхательной , глазной гимнастики, гимнастики для пищеварения,

остеопатической гимнастики.

-  самомассаж.

7 Обучение родителей конкретным приемам оздоровления детей (массаж, полоскание слизистой носа, горла, заваривание трав, проведение закаливания водой, воздухом, игры на прогулке).

8 Консультирование педагогов, психологов, педагога дополнительного образования, направленные на формирование у родителей умения понимать своего ребенка, налаживать с ним контакты, организовывать интересную деятельность, развивающую среду дома. Гуманизация педагогического процесса в дошкольном учреждении должна быть направлена на удовлетворение важнейших потребностей дошкольника (витальных  и социальных), создание условий для укрепления здоровья, гармоничного развития личности за счет благоприятных педагогических ситуаций, способствующих раскрытию как возрастного потенциала, так и индивидуальных способностей.

Одним из таких педагогических условий является содержание и методика проведения закаливающих процедур в группе:

- воздушное закаливание, хождение босиком по полу;

- сон при открытом окне;

- обширное умывание (проточной водой из-под крана), полоскание рта настоями трав.

-  самомассаж стоп;

-  целенаправленные гимнастические комплексы (дыхательная, глазнаяие, остеопатическая   гимнастики, гимнастика для пищеварения)

А также бодрящая гимнастика после дневного сна, которая может стимулировать создание энергетической основы роста и развития ребенка, деятельности морфо-функциональных систем и формирование психических функций, что в совокупности обеспечивает оздоровительный эффект.

В группе в течении года проходят следующие мероприятия:

-    проветривание помещений;

-   аэрофитотерапия;

-  витаминотерапия;

-  использование фитонцидов чеснока;

Организованная  двигательная активность:

-   занятия физкультурой;

-   занятия в бассейне;

-   подвижные игры;

Реабилитационные мероприятия:

-    ЛФК;

-   массаж;

-   ингаляции.

Коррекционные мероприятия:

 

-   занятия с психологом;

-   занятия с логопедом;

-   занятия со стоматологом;

Массовые оздоровительные мероприятия:

-   спортивно-оздоровительные праздники;

-   дни здоровья (ежемесячно);

-   выход на прогулку;

-   экскурсии.

Работа с семьёй: физкультурно- образовательное просвещение родителей посредством бесед, ведение устного журнала, организации семинаров, «круглых столов», дискуссий, деловых игр, совместные физкультурные праздники.

Мои педагогические наблюдения показали, что эмоциональное состояние и повышение работоспособности детей существенно улучшаются в случае использовании художественного слова – стихи, загадки, пословицы, поговорки (см. приложение).

Необходимо в своей работе использовать приёмы, повышающие самостоятельность, эмоциональную и творческую активность, инициативу, направленную на формирование доброжелательных отношений друг к другу. В этом случае наилучшим образом удовлетворяется потребность в познании и информационном обмене , в положительных взаимоотношениях с окружающими, возможности самоутвердится, в признании своих возможностей, познании своего организма, а также эмоциональное самовыражение.

 

В своей работе я достигла следующих результатов:

-  осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и  влияния образа жизни на состояние здоровья;

-    повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

-    овладение навыками самооздоровления;

-    снижения уровня заболеваемости;

-    гармоничного развития личности за счет благоприятных педагогических     ситуаций.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что содержание методик, применяемых на группе, имеют связи между характером двигательной деятельности, двигательной активности, самочувствия и проявления памяти, восприятия, мышления, эмоций у детей и дает положительный результат.

Проблема оздоровления детей, их гармоничного развития – это не компания одного дня деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива детского сада: от помощника воспитателя до заведующей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»