Влияние закаливающих процедур на умственную работоспособность старших дошкольников
Кушнырик Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем , среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области , где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья путем совершенствования службы здравоохранения должна приносить ощутимые результаты.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено , что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
В то время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в семье , школе, детском саду по настоящему никто не занимался. Вся работа по валеологии ( под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности , изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни) проводилась всегда спонтанно, поэтому внедрение здорового образа жизни ведется сейчас медленно и неэффективно.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране , на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья ведет к положительным результатам.
Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма к действию
патогенных факторов; это физическая , психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизни.
Здоровье следует понимать как нечто целое состоящее из взаимозависимых частей.
Существует 5 аспектов здоровья.
- физический аспект, основным средством которого являются :
рациональное питание, закаливание, двигательная активность , обеспечение экологической безопасности , стоматологическая профилактика, вакцинопрофилактика , укрепление иммунных сил организма, консультирование родителей и детей.
- интеллектуальный аспект, под которым понимается , то как человек усваивает информацию, насколько у него развиты речевые функции, умение воспроизводить полученную информацию , принимать самостоятельные решения , мыслить творчески.
- психический аспект здоровья , его основа закладывается в утробе матери с момента зачатия. Огромное значение имеет психологическое состояние мамы во время беременности , родов и раннего развития ребенка, поэтому особая ответственность за формирование психического здоровья малыша лежит на родителях. В дошкольном и школьном возрасте большую роль в сохранении и укреплении психического здоровья играют педагоги и родители.
Система работы с родителями включает следующие направления:
1 Ознакомление родителей с состоянием здоровья детей.
2 Определение задач по оздоровлению детей.
3 Составление плана оздоровительных мероприятий.
4 Составление индивидуальных маршрутов ( для детей 3и 4 групп здоровья)
5 Целенаправленная санитарно- просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические знания и необходимость коррекции образа жизни ребенка, режим дня , закаливания , организация рационального питания.
- создание оптимального воздушного режима в квартире
- ознакомление родителей с лечебными мероприятиями проводимыми в детском саду.
6 Ознакомление с содержанием воспитательно-образовательной работы, педагогическими мероприятиями, направленными на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка.
- двухразовые прогулки в течение дня.
- обеспечение оптимальной физической нагрузки на прогулках, занятиях, бодрящей гимнастике, остеопатической гимнастике, в самостоятельной двигательной деятельности.
- включение в физкультурные занятия циклических движений, движений на формирование осанки, профилактика плоскостопия.
- развитие познавательных интересов детей.
- элементы дыхательной , глазной гимнастики, гимнастики для пищеварения,
остеопатической гимнастики.
- самомассаж.
7 Обучение родителей конкретным приемам оздоровления детей (массаж, полоскание слизистой носа, горла, заваривание трав, проведение закаливания водой, воздухом, игры на прогулке).
8 Консультирование педагогов, психологов, педагога дополнительного образования, направленные на формирование у родителей умения понимать своего ребенка, налаживать с ним контакты, организовывать интересную деятельность, развивающую среду дома. Гуманизация педагогического процесса в дошкольном учреждении должна быть направлена на удовлетворение важнейших потребностей дошкольника (витальных и социальных), создание условий для укрепления здоровья, гармоничного развития личности за счет благоприятных педагогических ситуаций, способствующих раскрытию как возрастного потенциала, так и индивидуальных способностей.
Одним из таких педагогических условий является содержание и методика проведения закаливающих процедур в группе:
- воздушное закаливание, хождение босиком по полу;
- сон при открытом окне;
- обширное умывание (проточной водой из-под крана), полоскание рта настоями трав.
- самомассаж стоп;
- целенаправленные гимнастические комплексы (дыхательная, глазнаяие, остеопатическая гимнастики, гимнастика для пищеварения)
А также бодрящая гимнастика после дневного сна, которая может стимулировать создание энергетической основы роста и развития ребенка, деятельности морфо-функциональных систем и формирование психических функций, что в совокупности обеспечивает оздоровительный эффект.
В группе в течении года проходят следующие мероприятия:
- проветривание помещений;
- аэрофитотерапия;
- витаминотерапия;
- использование фитонцидов чеснока;
Организованная двигательная активность:
- занятия физкультурой;
- занятия в бассейне;
- подвижные игры;
Реабилитационные мероприятия:
- ЛФК;
- массаж;
- ингаляции.
Коррекционные мероприятия:
- занятия с психологом;
- занятия с логопедом;
- занятия со стоматологом;
Массовые оздоровительные мероприятия:
- спортивно-оздоровительные праздники;
- дни здоровья (ежемесячно);
- выход на прогулку;
- экскурсии.
Работа с семьёй: физкультурно- образовательное просвещение родителей посредством бесед, ведение устного журнала, организации семинаров, «круглых столов», дискуссий, деловых игр, совместные физкультурные праздники.
Мои педагогические наблюдения показали, что эмоциональное состояние и повышение работоспособности детей существенно улучшаются в случае использовании художественного слова – стихи, загадки, пословицы, поговорки (см. приложение).
Необходимо в своей работе использовать приёмы, повышающие самостоятельность, эмоциональную и творческую активность, инициативу, направленную на формирование доброжелательных отношений друг к другу. В этом случае наилучшим образом удовлетворяется потребность в познании и информационном обмене , в положительных взаимоотношениях с окружающими, возможности самоутвердится, в признании своих возможностей, познании своего организма, а также эмоциональное самовыражение.
В своей работе я достигла следующих результатов:
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
- повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
- овладение навыками самооздоровления;
- снижения уровня заболеваемости;
- гармоничного развития личности за счет благоприятных педагогических ситуаций.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что содержание методик, применяемых на группе, имеют связи между характером двигательной деятельности, двигательной активности, самочувствия и проявления памяти, восприятия, мышления, эмоций у детей и дает положительный результат.
Проблема оздоровления детей, их гармоничного развития – это не компания одного дня деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива детского сада: от помощника воспитателя до заведующей.