Методическая разработка
Развитие речи, профилактика речевых нарушений для детей 2,5-3,5 лет
Кушнырик Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Пояснительная записка.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Для тог чтобы он начал говорить, необходима речевая среда. Общаясь с родителями, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, учится понимать речь. Постоянно у него формируется произношение звуков родного языка, накапливается словарный запас, ребенок усваивает определенные правила грамматики, учится правильно строить свою речь.
Однако часто даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Таким детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи, причем оказывать такую помощь надо как можно раньше. Ведь от своевременного и правильного развития речи зависят: полноценное речевое общение со сверстниками взрослыми, интеллектуальное развитие, а после поступления в школу - обучение грамоте и усвоение школьной программы.
Курс «Развитие речи, профилактика речевых нарушений» представляет собой систему занятий по развитию всех сторон речи детей, а также формированию неречевых умений и навыков, необходимых для правильного речевого развития.
Все занятия проводятся в игровой форме (с использованием как подвижных, так и дидактических игр). Также в занятия включаются пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Цель курса:
Развитие всех сторон речи ребенка. Профилактика речевой патологии.
Задачи.
1) Формирование и развитие неречевых умений и навыков.
- развитие физиологического и речевого дыхания
- развитие слухового внимания и слуховой памяти
- развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- развитие общей моторики
- развитие мелкой моторики рук
2) Развитие фонематического восприятия.
3) Работа над произношением:
- уточнение произношения имеющихся звуков, их автоматизация
речи
- подготовка органов артикуляции, к постановке нарушенных или
отсутствующих звуков
4) Развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
5) Развитие грамматической стороны речи
- овладение навыками слова и формообразования
- знакомство с различными частями речи
- овладение навыками согласования.
Итоговые знания, умения навыки.
По окончании курса у детей должны быть сформированы умения и навыки, способствующие лучшему развитию речи. Уточнено произношение шипящих звуков, произведена их автоматизация в речи. Дети без грубой речевой патологии должны правильно произносить все звуки, которые появляются к данному возрасту. Должны быть выявлены дети с тяжелой речевой патологией, разработан план дальнейшей работы с ними. Должен увеличиться словарный запас детей, а так же сформироваться некоторые навыки слова и формообразования.
Формы работы:
-дидактическая игра
- подвижная игра
- элементы артикуляционной гимнастики
- пальчиковая гимнастика
Структура занятия (20 мин)
1 часть (подготовительная) 3 мин.
Развитие неречевых функций (подвиж. и дидакт. игры)
2 часть (основная)
Объяснение м-ла (беседа, дидакт. игра)
3 . Физкультминутка, пальчиковая гимнастика 3 мин.
4. (заключительная) Закрепление пройденного мат-ла (дидакт. игра)
Занятие проводятся по подгруппам 1 раз в неделю, программой предусмотрены инд. занятия.
Календарный план.
I квартал.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
1 Диагностика (сентябрь)
2 Развитие неречевых умений и навыков.
а) Работать над развитием слухового внимания и памяти
б) Работать над развитием зрительного внимания и памяти
в) Работать над развитием общей и мелкой моторики
3 Развитие общеречевых умений и навыков.
а) Начать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.
б) Учить детей модулировать голос- говорить громко, низко, шепотом и т.д.
в) Начать работу над интонацией.
4 Звукопроизношение
а) Уточнить произношение гласных, а так же согласных ( б, п, м, и, д, т, к,
г, х, в, ф)
б) Отработать чистое произношение этих звуков в словах ,
предложениях, связной речи.
в) С помощью артикул. гимнастики укреплять органы артикуляции.
5 Лексика
а) «Осень». Обобщить первичные представления детей об осени .
Ввести в речь наречия, обозначающие состояние по годы
(солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено и т.д.)
б) Учить детей узнавать деревья по листьям . Ввести в словарь сущ. названия деревьев: сосна, клён, ель.
в) .«Овощи, фрукты». Расширение представления детей об овощах и фруктах. Ввести в словарь сущ.- названия овощей и фруктов. Развивать навыки обобщения и дифференциации.
г) «Домашние и дикие животные». Концентрировать представление детей о диких и домашних животных. Развивать навыки обобщения и дифференциации.
д) Ввести в словарь прилагательные названия цветов: красный, желтый, зеленый.
6 Грамматический строй речи.
а) Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множительного числа.
б) Упражнять детей в употреблении формы множественного числа в родительном падеже.
в) Учить согласовывать слова в предложении в роде , числе, падеже.
г) Учить детей образовывать и использовать в речи сущ. с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
II квартал.
( декабрь, январь, февраль)
Развитие общих речевых навыков .
а) Продолжить работу по воспитанию правильного речевого и физиологического дыхания.
б) Закрепить умение модулировать голос.
в) Продолжить работу над интонационной выразительностью речи.
2 Развитие навыков фонетического восприятия
а) Учить детей узнавать звуки А, У, О,Н, на фоне др. звуков.
б) Упражнять детей в анализе на слух слияние гласных звуков АУ, УА, ОН и т.д.
в) Учить выделять гласные звуки на фоне слова
3 Звукопроизношения.
а) Закрепить в речи чистое произношение согласных
( б, п, м, н, т, д, к, г, х, в, ф) и их мягких вариантов.
б) Закрепить чистое произношение свистящих звуков (если они есть в речи) в словах , предложениях связной речи.
в) С помощью артикуляционной гимнастики укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
4 Лексика.
а) «Зима». Обобщить и расширить представления детей о явлениях живой и неживой природы. Ввести в речь существительное : мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные : белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.
б) «Одежда, обувь». Закрепить в речи сущ-ые с обобщающим значением .Развивать навыки обобщения и
в) « Домашние и дикие животные». Уточнить представление об образе жизни животных зимой. Ввести в речь глаголы, обозначающие способы передвижения ( ходит, бегает, прыгает, скачет)
г) « Новогодний праздник». Расширить представление детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, гирлянда, украшения, и т.д.
5 Грамматический строй речи.
а) Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падение.
б) Закрепить в речи простые предложения : на –с, в-из.
в) Упражнять детей в использовании в речи существительное с уменьшительно ласкательным суффиксом.
III квартал.
(март, апрель, май)
1 Развитие общих речевых навыков.
а) Продолжить работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.
б) Отрабатывать четкости дикции и интонационную выразительность речи.
2 Развитие навыков фонематического восприятия.
а) Учить детей выделять начальные гласные А, О, У, И в словах и различать слова с этими гласными (в начале, под ударением)
б) Учить детей выделять согласные П, М, Т, К, Н из ряда звуков.
в) Учить выделять согласные П,М,К,Т,Н в конце слова.
г) Упражнять детей в анализе обратных слогов АТ, ОК, и т.д.
3 Звукопроизношение.
а) Автоматизировать в речи свистящие звуки ( если они есть)
б) Закрепить чистое произношение шипящих звуков ( если они есть в речи) в речи в словах, предложениях, связном тексте.
в) С помощью артикуляционной гимнастики укреплять мышцы речевого аппарата.
4 Лексика.
а) «Профессии». Привлечь внимание детей к труду в словарь существительные названия профессий .Ввести в словарь глаголы обозначающие трудовые действия: продает, учит, и т.д.
б) «Мебель» « Посуда» . Закрепить в речи детей существительное с обобщающим значением. Развивать навыки обобщения и дифференциации.
в) «Мамин праздник» Ввести в речь прилагательные: добрая, ласковая, заботливая, нежная и т.д.
г) « Весна» Уточнить представление детей о признаках весны. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный
д) Закрепить знание синего и голубого цвета, умение различать их.
5 Грамматический строй речи.
а) Закрепить правильное употребление простых предлогов в речи.
б) Продолжить работу над слово и формообразованием.
в) Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
6 Лексика.
а) высокий уровень - словарный запас соответствует возрасту, ребенок употребляет в речи существительные , глаголы, прилагательные, владеет обобщающим пониманием.
б) средний уровень – словарный запас соответствует возрасту , но в нем мало прилагательных, ребенок не владеет обобщающими понятиями.
в) низкий уровень – словарный запас не соответствует возрасту, в речи в основном существительные , встречаются слова- заменители.
6 Грамматика.
а) высокий уровень – ребенок пользуется простыми и сложными предложениями правильно согласовывает слова в простых предложениях, правильно употребляет простые предлоги, владеет некоторыми навыками слова.
б) средний уровень - ребенок пользуется простыми предложениями , ошибается в согласовании употреблении предлогов, не владеет навыками слово и формообразования.
в) низкий уровень – не говорит предложениями, общается отдельными словами, использует жесты.
7 Неречевое умение и навыки.
а) высокий уровень – хорошо развиты слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика.
б) средний уровень – недостаточно хорошо развиты слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика.
в) низкий уровень - слуховое и зрительное внимание не развито , общая и мелкая моторика нарушены.
Итоговыми формами контроля знаний детей могут служить обобщающие занятия в конце каждой темы, игры викторина. В конце года проводится открытое итоговое занятие.
Каникулы с 25 декабря по 10 января . Мероприятия: подвижные игры , пальчиковая гимнастика, инсценировка сказки « Теремок».
Развивающая среда в группе . При обращении развивающей среды в группе планируется создание уголка по ЗКР , изготовление пособий для развития мелкой моторики, изготовление ширм. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей, создание картотеки игр для развития слухового внимания.
Работа с кадрами.
Декабрь – консультация: « Оптогенез детской речи. Возрастные нарушения».
Февраль - семинар - практикум «ЗКР на занятиях по развитию речи».
Апрель – консультация « Патология детской речи»
Работа с родителями.
Октябрь –консультация по результатам диагностики.
Январь – индивидуальные беседы.
Февраль – открытое занятие.
Март – индивидуальные консультации.
Май – открытое занятие.