Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Развитие речи, профилактика речевых нарушений для детей 2,5-3,5 лет

 

Кушнырик Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ №104

Пояснительная записка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Для тог чтобы он начал говорить, необходима речевая среда. Общаясь с родителями, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, учится понимать речь. Постоянно у него формируется произношение звуков родного языка, накапливается словарный запас, ребенок усваивает  определенные правила грамматики, учится правильно строить свою речь.

Однако часто даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Таким детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи, причем оказывать такую помощь надо как можно раньше. Ведь от своевременного и правильного развития речи зависят: полноценное речевое общение со сверстниками взрослыми, интеллектуальное развитие, а после поступления в школу - обучение грамоте и усвоение школьной программы.

Курс «Развитие речи, профилактика речевых нарушений» представляет собой систему занятий по развитию всех сторон речи детей, а также формированию неречевых умений и навыков, необходимых для правильного речевого развития.

Все занятия проводятся в игровой форме  (с использованием как подвижных, так и дидактических игр). Также в занятия включаются пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Цель курса:

Развитие всех сторон речи ребенка. Профилактика речевой патологии.

Задачи.

1)     Формирование и развитие неречевых умений и навыков.

-  развитие физиологического и речевого дыхания

- развитие слухового внимания и слуховой памяти

-  развитие зрительного внимания и зрительной памяти

-  развитие общей моторики

-  развитие мелкой моторики рук

2)     Развитие фонематического восприятия.

3)     Работа над произношением:

- уточнение произношения имеющихся звуков, их автоматизация

речи

- подготовка органов артикуляции, к постановке нарушенных или

отсутствующих  звуков

4)      Развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

5)      Развитие грамматической стороны речи

- овладение навыками слова и формообразования

-  знакомство с различными частями речи

-  овладение навыками согласования.

 

Итоговые знания, умения навыки.

По окончании курса у детей должны быть сформированы умения и навыки, способствующие лучшему развитию речи. Уточнено произношение шипящих звуков, произведена их автоматизация в речи. Дети без грубой  речевой патологии должны правильно произносить все звуки, которые появляются к данному возрасту. Должны быть выявлены дети с тяжелой речевой патологией, разработан план дальнейшей работы с ними. Должен увеличиться словарный запас детей, а так же сформироваться некоторые навыки слова и формообразования.

 

Формы работы:

-дидактическая игра

- подвижная игра

- элементы артикуляционной гимнастики

- пальчиковая гимнастика

 

Структура занятия (20 мин)

1 часть (подготовительная)  3 мин.

Развитие неречевых функций (подвиж. и дидакт. игры)

2 часть (основная)

Объяснение м-ла (беседа, дидакт. игра)

3 . Физкультминутка, пальчиковая гимнастика  3 мин.

4.  (заключительная) Закрепление пройденного мат-ла (дидакт. игра)

Занятие проводятся по подгруппам 1 раз в неделю, программой предусмотрены инд. занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный план.

I квартал.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

1                   Диагностика (сентябрь)

2                   Развитие неречевых умений и навыков.

а)   Работать над развитием слухового внимания и памяти

б)   Работать над развитием зрительного внимания и памяти

в)   Работать над развитием общей и мелкой моторики

3    Развитие общеречевых  умений и навыков.

а) Начать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

б)   Учить детей модулировать голос- говорить громко, низко, шепотом и т.д.

в)  Начать работу над интонацией.

4   Звукопроизношение

а)   Уточнить произношение гласных, а так же согласных ( б, п, м, и, д, т, к,

г, х, в, ф)

б)  Отработать чистое произношение этих звуков в словах ,

предложениях, связной речи.

в)    С помощью артикул. гимнастики укреплять органы артикуляции.

5      Лексика

а)   «Осень». Обобщить первичные представления детей об осени .

Ввести в речь наречия, обозначающие состояние по годы

(солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено и т.д.)

б)  Учить детей узнавать деревья по листьям . Ввести в словарь сущ. названия деревьев: сосна, клён, ель.

в)  .«Овощи, фрукты». Расширение представления детей об овощах и фруктах. Ввести в словарь  сущ.- названия овощей и фруктов. Развивать навыки обобщения и дифференциации.

г) «Домашние и дикие животные». Концентрировать представление детей о диких и домашних животных. Развивать навыки обобщения и дифференциации.

д) Ввести в словарь прилагательные названия цветов: красный, желтый, зеленый.

6  Грамматический строй речи.

а) Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множительного  числа.

б) Упражнять детей в употреблении формы множественного числа в родительном падеже.

в) Учить согласовывать слова в предложении в роде , числе, падеже.

г)  Учить детей образовывать и использовать в речи сущ. с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

 

II квартал.

( декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков .

а) Продолжить работу по воспитанию правильного речевого и физиологического дыхания.

б)   Закрепить умение модулировать голос.

в)   Продолжить работу над интонационной выразительностью речи.

2  Развитие навыков фонетического восприятия

а) Учить детей узнавать звуки А, У, О,Н, на фоне др. звуков.

б) Упражнять детей в анализе на слух слияние гласных звуков АУ, УА, ОН        и т.д.

в)  Учить выделять гласные звуки на фоне слова

3   Звукопроизношения.

а) Закрепить в речи чистое произношение согласных

( б, п, м, н, т, д, к, г, х, в, ф) и их мягких вариантов.

б) Закрепить чистое произношение свистящих звуков (если они есть в      речи) в словах , предложениях связной речи.

в) С помощью артикуляционной гимнастики укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

4   Лексика.

а) «Зима». Обобщить и расширить представления детей о явлениях живой и неживой природы. Ввести в речь существительное : мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные : белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.

б) «Одежда, обувь». Закрепить в  речи сущ-ые с обобщающим значением .Развивать навыки обобщения и

в) « Домашние и дикие животные». Уточнить представление об образе жизни животных зимой. Ввести в речь глаголы, обозначающие способы передвижения ( ходит, бегает, прыгает, скачет)

г) « Новогодний праздник». Расширить представление детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, гирлянда, украшения, и т.д.

5 Грамматический строй речи.

а) Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падение.

б) Закрепить в речи простые предложения : на –с, в-из.

в) Упражнять детей в использовании в речи существительное с уменьшительно ласкательным суффиксом.

III квартал.

(март, апрель, май)

1 Развитие общих речевых навыков.

а) Продолжить работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

б) Отрабатывать четкости дикции и интонационную выразительность речи.

2 Развитие навыков фонематического восприятия.

а) Учить детей выделять начальные гласные А, О, У, И в словах и различать слова с этими гласными (в начале, под ударением)

б) Учить детей выделять согласные П, М, Т, К, Н из ряда звуков.

в) Учить выделять согласные  П,М,К,Т,Н в конце слова.

г) Упражнять детей в анализе обратных слогов АТ, ОК, и т.д.

3 Звукопроизношение.

а) Автоматизировать в речи свистящие звуки ( если они есть)

б) Закрепить чистое произношение шипящих звуков ( если они есть в речи) в речи в словах, предложениях, связном тексте.

в) С помощью артикуляционной гимнастики укреплять мышцы речевого аппарата.

4 Лексика.

а) «Профессии». Привлечь внимание детей к труду в словарь существительные названия профессий .Ввести в словарь глаголы обозначающие трудовые действия: продает, учит, и т.д.

б) «Мебель»  « Посуда» . Закрепить в речи детей существительное с обобщающим значением. Развивать навыки обобщения и дифференциации.

в) «Мамин праздник»  Ввести в речь прилагательные: добрая, ласковая, заботливая, нежная и т.д.

г) « Весна» Уточнить представление детей о признаках весны. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный

д)  Закрепить знание синего и голубого цвета, умение различать их.

5  Грамматический строй речи.

а) Закрепить правильное употребление простых предлогов в речи.

б) Продолжить работу над слово и формообразованием.

в) Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

6  Лексика.

а) высокий уровень - словарный запас соответствует возрасту, ребенок употребляет в речи существительные , глаголы, прилагательные, владеет обобщающим пониманием.

б) средний уровень – словарный запас соответствует возрасту , но в нем мало прилагательных, ребенок не владеет обобщающими понятиями.

в) низкий уровень – словарный запас не соответствует возрасту, в речи в основном существительные , встречаются слова- заменители.

6  Грамматика.

а) высокий уровень – ребенок пользуется простыми и сложными предложениями правильно согласовывает слова в простых предложениях, правильно употребляет простые предлоги, владеет некоторыми навыками слова.

б) средний уровень - ребенок пользуется простыми предложениями , ошибается в согласовании употреблении предлогов, не владеет навыками слово и формообразования.

в) низкий уровень – не говорит предложениями, общается отдельными словами, использует жесты.

7  Неречевое умение и навыки.

а) высокий уровень – хорошо развиты слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика.

б) средний уровень – недостаточно хорошо  развиты слуховое и зрительное внимание, общая и мелкая моторика.

в) низкий уровень - слуховое и зрительное внимание не развито , общая и мелкая моторика нарушены.

 

Итоговыми формами контроля знаний детей могут служить обобщающие занятия в конце каждой темы, игры викторина. В конце года проводится открытое итоговое занятие.

Каникулы с 25 декабря по 10 января . Мероприятия: подвижные игры , пальчиковая гимнастика, инсценировка сказки « Теремок».

Развивающая среда в группе . При обращении развивающей среды в группе планируется создание уголка по ЗКР , изготовление пособий для развития мелкой моторики, изготовление ширм. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей, создание картотеки игр для развития слухового внимания.

Работа с кадрами.

Декабрь – консультация: « Оптогенез детской речи. Возрастные нарушения».

Февраль -  семинар - практикум «ЗКР на занятиях по развитию речи».

Апрель – консультация « Патология детской речи»

Работа с родителями.

Октябрь –консультация по результатам диагностики.

Январь – индивидуальные беседы.

Февраль – открытое занятие.

Март – индивидуальные консультации.

Май – открытое занятие.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»