Конспект открытого мероприятия
(Досуг для детей старшего дошкольного возраста)
Петербург – Северная Венеция
Циринская Марина Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 48
Кировского района Санкт-Петербурга
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы:
- Полякова Н. «Город у залива»;
- Пушкин А.С. «Медный всадник» отрывки из поэмы;
- Шиф Л. «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком».
2. Рассматривание открыток, фотоальбомов, репродукций, слайдов, календарей.
3. Прослушивание аудиокассет с записью звуков города, любимых песен детей о Петербурге.
4. Развивающие игры для закрепления материала.
5. Знакомство с картой-схемой «Острова города».
6. Работа с моделями рек, памятников истории и архитектуры.
7. Слушание стихотворений: Борисова М., Маршака С.Я., Новикова А., Полякова Н., Пушкина А.С., Рождественского В., Рождественского Р., Скаченкова С.
8. Игры-пазлы по Петербургу.
9. Конструирование «Петербург» со схемами.
10. Рисование и аппликация по теме.
Программное содержание:
1. Доставлять радость детям от общения с городом, его памятниками истории, культуры, архитектуры.
2. Вызвать у детей интерес к жизни родного города.
3. Закрепить представления о Санкт-Петербурге – городе морском, городе рек и островов.
4. Закрепить знания и вызвать желание больше узнать о памятниках архитектуры (Адмиралтейство, Ростральные колонны).
5. Активизировать словарь детей: колонна, верфь, шпиль, ростры, островитяне, петербуржцы, герб.
6. Воспитывать любовь к родному городу.
Оформление зала:
Зал украшен рисунками детей и работами по аппликации.
На фланелеграфе модели символов Санкт-Петербурга (Ростральные колонны, Адмиралтейство, Кораблик Адмиралтейства)
Модели календарей с Санкт-Петербургской символикой: Петропавловская крепость, Стрелка В.О., Церковь Спаса на Крови; карта-схема «Острова и реки Санкт-Петербурга; Герб города.
3 стола для практической работы:
1). Строители.
2). Архитекторы.
3). Экскурсоводы.
Сценарий досуга:
Под звуки «Гимна Великому городу» Глиэра дети входят в зал.
Педагог |
Дети |
|
- Дети, под какую красивую, торжественную музыку мы вошли в зал. Эту замечательную музыку написал композитор Глиэр и посвящена она нашему городу. Это «Гимн Великому городу» - Ребята! Когда звучит гимн России, гимн городу, люди всегда стоят. Так они выражают уважение и любовь своей Стране, своему городу! Сегодня мы с вами будем говорить о нашем любимом городе. - Каком? - Конечно, о Санкт-Петербурге. |
- Санкт-Петербурге. |
|
– Мы с вами читали много стихов о нашем городе. - Может быть, кто-то хочет прочесть стихотворение? - Пожалуйста, Даша – Да, дети! Наш город наш город действительно прекрасный, блистательный. Посмотрите, как сегодня необычно в зале: рисунки, карты, модели. |
…И майской ночью в белой дымке, И в завываньи зимних пург, Ты всех прекрасней, несравнимый, Блистательный Санкт-Петербург! |
|
– Ребята, Даша прочла нам стихотворение, в котором говорится о том, что наш город еще и «несравнимый». Но иногда его все-таки сравнивают с другим городом и называют по-другому - Вы знаете, с каким городом сравнивают и как называют наш город? |
- Наш город сравнивают с Венецией, а называют - Северная Венеция. |
|
– А где находится Венеция, и почему наш город сравнивают именно с этим городом? |
- Венеция находится в Италии, а сравнивают наш город именно с этим городом, потому что в нашем городе как и в Венеции много рек и каналов. |
|
– Посмотрите, дети, на карту. Действительно, как много у нас в городе рек. - А какая самая главная река, кто знает? |
- Нева |
|
– Правильно! - О красавице – Неве лучше, чем стихами не скажешь. |
1-й ребенок: «Её зовут Нева И глубока, и широка Речная синева. Нева волною в берег бьёт, Нева к заливу лед несёт.»
|
|
– Ребята, а в какой залив впадает Нева? - Молодцы! Правильно! |
В Финский залив. |
|
– А кто из вас скажет, какую пользу приносит Нева городу? |
- Она поставляет воду в дома. - По ней идут суда с грузами. - Красоту городу.
|
|
– А сейчас, мы послушаем стихотворение о Неве-труженице. |
У красавицы-Невы Ожерелье из листвы, Из гранитов самых лучших Сшито платье на века, Но совсем не белоручка Знаменитая река. Баржи, лодки, пароходы На себе несет Нева, И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева. |
|
– Ребята, давайте вспомним, какие ещё реки протекают по нашему городу? - Я вам немного помогу, буду показывать модель реки, а вы, если знаете, то называйте. Договорились? |
- Волковка, Карповка, Чёрная, Красненькая, Мойка, Фонтанка, Таракановка, Крестовка. |
|
– Дети, а вы знаете, какие реки протекают в нашем Кировском районе? - В нашем городе еще много больших и маленьких рек, но мы узнаем о них позже. |
- Таракановка, Красненькая. |
|
- Друзья мои, а кто знает, что расположено между рек? - Правильно. - Посмотрите на карту и вы увидите как много островов в нашем городе! |
- Острова
|
|
- Посмотрите на карту, и вы увидите как много островов в нашем городе! - Давайте, вспомним названия некоторых из них. |
- Елагин, Каменный, Крестовский, Петровский, Петроградский, Декабристов, Адмиралтейский, Аптекарский. |
|
- А кто назовет мне самый маленький остров, и что на нем расположено? |
- Заячий, а расположена на нем Петропавловская крепость. |
|
- А самый большой остров? |
- Васильевский. |
|
- Да, островов в нашем городе очень много, раньше их было около 100. - А как называют людей, которые живут на островах? |
- Островитяне.
|
|
- А давайте, исполним нашу с вами любимую песню «Мы – островитяне» |
Дети исполняют песню «Мы – островитяне». |
|
- Дорогие мои, город у нас не только красивый, неповторимый, но ещё и сказочный. - Давайте, представим, что над городом опустилась ночь. Вокруг тихо-тихо, и только Нева шелестит в ночи своими волнами. И вдруг мы слышим голоса, кто-то разговаривает между собой… |
Диалог |
|
1 |
2 |
|
- Мы стоим на самом большом острове.
- И похожи как сёстры-близнецы.
- Стоим очень давно.
- А какую работу мы выполняли?
- Наверху горел огонь.
- И зовут нас одинаково. |
- Да! На Васильевском.
- Одного роста, одной толщины, одного цвета.
- Лет 300
- Служили морякам.
- К нам причаливали корабли. |
|
- Ребята, как вы думаете, чьи это голоса? |
- Это ростральные колонны между собой разговаривают.
|
|
- Название какое-то странное. - Может быть, кто-нибудь объяснит, почему они так называются? - Молодцы! - Да, дети, это были маяки. - Здесь, на Васильевском острове находился первый морской порт Петербурга. - А в наши дни, что мы видим на ростральных колоннах в праздничные дни? - Все верно, это стало нашей Петербургской традицией, а ростральные колонны – это символ нашего города. |
- У них на боках корабельные носовые украшения – ростры.
- В праздники на них зажигают огни.
|
|
- Когда мы с вами изучали историю нашего города, то говорили о том, кто основал наш город. - Помните? - Молодцы! Помните. - Тогда вспомните, пожалуйста, какая любимая игрушка была у Петра I? - Правильно, а подарил ему этот кораблик его дядя – Никита Зотов. - И сегодня где мы можем его увидеть?
- Кто помнит, где находится Адмиралтейство? - А может быть, кто-то знает размер этого кораблика? - Умницы. - Давайте, послушаем стихотворение про кораблик |
- Наш город основал Петр I.
- Любимой игрушкой Петра I был кораблик.
- На Адмиралтействе. - Он тоже является символом нашего города. - На Невском проспекте, у Невы.
- 2 м в высоту, 2 м в длину.
- Есть гордость Петербурга Кораблик золотой. Он высоко на шпиле Над синею Невой. А сделал его мастер Умелою рукой Как вечный знак победы – Чтоб знали мы с тобой Как в радостях и бедах Рождался город твой… |
|
- Ребята, а что раньше было в Адмиралтействе? - Да! Все верно. Петр I с детства мечтал, чтобы в России был Флот, и мечта его сбылась. - А может быть, вы знаете, кто построил Адмиралтейство и что сейчас находится в нем? |
- Раньше там была верфь. - Там строили корабли.
- Построил Адмиралтейство архитектор – Адриан Захаров, а находится в нем военно-морское училище. |
|
- Я уверена, что наши мальчики, когда вырастут, обязательно, станут моряками. - А сейчас они для нас исполнят танец моряков. |
Группа мальчиков исполняет танец моряков. |
|
- Дети, а сейчас я вам покажу самый главный символ нашего города – это герб. - Что изображено на гербе, и что это обозначает? |
- На гербе изображено 2 якоря: один морской – двузубый, другой речной – четырёхзубый. Это даёт нам понять , что наш город морской. |
|
- Дорогие мои, мы с вами читали стихи, пели песни, танцевали. А сейчас, давайте немного потрудимся. - Представьте себе, что кто-то из вас строитель, кто-то – архитектор, а кто-то – экскурсовод. - Давайте, подойдём к столам, где мы будем выполнять здания. |
Дети делятся на 3 команды: строители, архитекторы и экскурсоводы. За 1-м столом работают строители: по схемам и чертежам собирают памятники. За 2-м столом – архитекторы: складывают из пазлов архитектурные памятники. За 3-м столом – экскурсоводы: находят из разложенных открыток только те, на которых изображены виды Петербурга и располагают их на фланелеграфе. Задание выполняется под музыку. |
|
- Молодцы, ребята! Вы с блеском справились с заданиями. Это говорит о том, что вы хорошо знаете и любите свой город! - А сейчас послушаем ещё одно стихотворение о нашем городе. |
- Мы очень любим город свой! Сияет солнце над Невой Или дожди стучат в окно Его мы любим все равно. Мы в этом городе живем – И он растет, и мы растем! |
|
- А сейчас мы зажжем огонь на Ростральных колоннах, и прогремит праздничный салют. |
Дети исполняют танец «Салют» |
|
- Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо потрудились и главное – много узнали о нашем славном городе. За это мы награждаем вас памятными медалями. - Вам посчастливилось родиться и жить в этом городе. Любите и берегите свой город. И с гордостью носите почетное звание – петербуржцы! |
Детям раздаются медали с Петербургской символикой.
Дети под музыку уходят из зала. |