Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование навыков правильного звукообразования
у детей дошкольного возраста

Корякина Елена Викторовна

«Запоют дети  –  запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить дети пение или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст -  самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание также оказывает  благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но и  упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет свое здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Для развития у детей музыкального слуха и вокально-хоровых навыков важно все: и используемые методы и приемы, и выразительность показа педагога, и то, как дети расположены во время пения. Так, например, динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного пространственного расположения поющих, поэтому детей, интонирующих «хорошо» и «плохо», следует чередовать, усаживая через одного.
Важно внимательно следить за осанкой детей во время пения (прямая спина, опора на пятки).
В работе с дошкольниками часто используются куклы из кукольного театра с открывающимся ротиком, на которых можно показывать, как правильно открывать рот («как кукла Катя», вниз, широко и свободно), преимущественно вертикально, это способствует округлению звука. Поскольку навыки пения усваиваются постепенно, к этим требованиям необходимо возвращаться на каждом занятии – это способствует развитию навыков правильного звукообразования, напевности. Работая над формированием округлых гласных в песнях с умеренным темпом, для ровности звука целесообразно использовать упражнения на гласных «У» и «Ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание уделяется звуку «О», специального округления требуют звуки «И», «А», «Е». Педагог показывает детям, как гласные звуки мы тянем, а согласные мы произносим четко и легко (особое внимание уделяется произношению согласных в конце слова).
Приведем примеры игр и упражнений на развитие голоса, которые хорошо использовать на музыкальных занятиях с детьми 5-7 лет.
1) «КАЧЕЛИ»
На этом упражнении дети учатся выполнять «глиссандо» - «скольжение». Во время пения «глиссандо» мы проговариваем «куда пошел звук» - вверх или вниз, без точного определения звуковысотности. Детям предлагается представить как двигаются качели.
Дети могут показать, как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например, слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше.
Слово «вниз» произносится  высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.
        Качели на веревочках
        Понравились девчоночкам,
        И мальчики довольны:
        Все покачались вволю.
 
2) «РАКЕТА»
«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используется прием «глиссандо» вверх – «ракета взлетела».
 
3) Игры на развитие импровизации  «СПОЙ  ВМЕСТЕ  СО  СКАЗОЧНЫМ  ГЕРОЕМ»
Какую песню пела мама-Коза, когда возвращалась к своим козлятам?
     Козлятушки, ребятушки,
     Отворитеся, отопритеся!
     Ваша мама пришла,
     Молочка принесла!
 
 Какую песню пел Колобок, когда катился по лесу?
    Я Колобок, Колобок,
    По сусеку скребен,
   По амбару метен,
   На сметане мешен,
   На окошке остужен.
   Я от бабушки ушел,
   Я от дедушки ушел…
 
Что пела хитрая Лисичка, когда ехала на Сером Волке?
   «Битый небитого везет…»
 
В процессе данных упражнений педагог показывает пример, предлагает выполнить упражнение более способным детям, поощряет оригинальность исполнения.
 
4) ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ДЫХАНИЯ:
«Веселый паровозик»: детям дается установка : «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
«Воздушные шарики»: детям предлагается «надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.
«Сердитая муха». Муха «жужжит над ухом»: «Дз-з-з…» - на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
Исполнение скороговорки (например, Егорка), которая должна поизноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:
    Как на горке, на пригорке
   Жили тридцать три Егорки,
   Раз Егорка, два Егорка…
Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.
 
Итак, следует подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, нужно, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»