Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проблемы и условия формирования готовности к сетевому взаимодействию у будущих педагогов дошкольной образовательной организации

Королева Ирина Викторовна,
преподаватель СПб ГБПОУ
«Педагогический колледж № 8»
Россия, Санкт-Петербург

 

 

Современные ориентиры в области овладения профессией - приобретение индивидуального профессионально-педагогического опыта, формирование умений решать профессиональные задачи, активно разрабатываемые в рамках компетентностного подхода (А.Г. Гогоберидзе, О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина), задают принципиально иной вектор подготовки будущего педагога: открытость миру, ориентированность на непрерывность и вариативность образования и  постоянное совершенствование собственного профессионального уровня, умения «работать» с информацией и её «продуцировать». В данном аспекте разрабатываются идеи использования потенциала сетевого взаимодействия (А.И. Адамский, К.Г. Митрофанов, А.А. Пинский, А.О. Зоткин, А.Ф. Мазник, И.Ю. Малкова, А.Н.  Томазова).

Развитие сетевого взаимодействия на разных ступенях системы образования, являясь частным случаем более общей проблемы – организации всестороннего и эффективного партнерства, выступает одной из ключевых задач образовательной политики. Сетевое взаимодействие выступает в качестве условия и гаранта доступности качественного образования, непрерывности образования, эффективного фактора профессионального развития [1,2,5,7,8].

Внедрения сетевых образовательных программ активно осуществляется на государственном уровне. Применительно к ступени среднего профессионального образования данный подход еще только разрабатывается. Если для вузовской ступени активно разрабатываются разные сетевые образовательные программы, предполагающие академическую мобильность, современные формы обучения  (вебинары, конференции, совместные студенческие исследовательские проекты и гранты),  то для ступени среднего профессионального образования их потенциал и формы освещены непростительно мало. Вместе с тем, именно данная ступень интересна с точки зрения использования разных форм сетевого взаимодействия (с целью повышения качества образования) и подготовки студентов к осуществлению данного партнерства в будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы привлечь внимание и оценить потенциал других уровней и форм сетевого взаимодействия, определить роль и место разных форм данного партнерства, которые могут быть успешно реализованы в образовательном процессе колледжей при формировании профессиональных компетенций будущих педагогов современных дошкольных образовательных организаций.

Для определения своеобразия, потенциала и возможных форм сетевого взаимодействия на данной ступени образования, уточним суть самого понятия «сетевое взаимодействие». В современных исследованиях и нормативных документахсетевое взаимодействие рассматривается как «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая  доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов (в том числе использование ИК-технологий)» [6, стр.35]. Основной целевой и «технологический» ориентир данного взаимодействия раскрывается в следующем понимании: сетевое взаимодействие  - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; способ деятельности по совместному использованию ресурсов, способствующего рациональному распределению  функционала и ресурсов [1,2,6]. Данное понимание конкретизируется в следующем определении сетевого взаимодействия в образовании -  совместная деятельность образовательных организаций, направленная на повышение качества образовательной деятельности и  заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационно-методических и кадровых ресурсов [2,6, 8]. В данном понимании  следует подчеркнуть именно «совместный» характер деятельности и развивающую направленность, которые также усилены в еще одном ключевом понятии: «образовательная сеть» - как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности качества образования; - целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение социально - образовательных результатов (С.В.Тарасов[8]).

В ряде исследований переосмысливается потенциал сетевого взаимодействия в повышении качества образования на разных его ступенях (А.И. Адамский, К.Г. Митрофанов, А.А. Пинский, А.О. Зоткин, А.Ф. Мазник, И.Ю. Малкова, А.Н.  Томазова),  расширении перечня образовательных услуг (И.Г. Захарова, Е.С. Полат), обосновано влияние сетевого взаимодействия для становления профессиональной компетенции педагогов, отмечает значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма (Н.С. Бугрова, С.В. Тарасов, М.М. Чучкевич).

Преимуществами сетевого взаимодействиявыделяют ряд моментов: формирование коллектива единомышленников, разрабатывающих общую проблему; опора на инициативу и профессиональные достижения каждого участника; осуществление нелинейного, вариативного контакта участников друг с другом; рациональное распределение ресурсов при общей задаче деятельности; вариативность маршрутов достижения общей цели и т.п.. Сетевое взаимодействие способствует представлению результатов собственной деятельности широкой педагогической общественности, своего рода, общественной экспертизы собственных педагогических разработок (по мнению С.В.Тарасова «индикатор собственного опыта» [8]), что обеспечивает как повышение профессиональной мотивации, чувства признания профессиональным сообществом (личностный уровень), так и формирования «профессионально-творческой атмосферы» (общих направлений поиска, профессиональных  интересов, перспектив развития ступени образования) (профессиональный уровень), так и изменения в системе образования, повышение качества образования за счет использования  интересных и эффективных инноваций, представленных и востребованных в сети.

Идеи в области сетевого взаимодействия разрабатывались на протяжении тридцати лет. Следует отметить его динамику как на целевом, уровневом, формально-технологическом уровне. На современном этапе сетевое партнерство активно разрабатывается на уровне вузов («Сетевое взаимодействие вузов по основным направлениям Болонского процесса на основе информационно-коммуникационных технологий» (Национальный фонд  подготовки кадров www.ntf.ru)), педагогической общественности (сетевые объединения «Открытый класс», «Сеть творческих учителе», «ПроШколу»), в форме сетевых образовательных программ,  форм подготовки педагогов, сетевого повышения квалификации, сетевого объединения вузов (например, программа «Педагогические кадры России» (РГПУ им. А.И. Герцена)). Сетевые образовательные программы предполагают академическую мобильность (возможность получения образовательных услуг в разных образовательных учреждениях в рамках осваиваемой образовательной программы), обмен преподавателями, проведение совместных между разными учреждениями и организациями мероприятий. Но можно отметить и другие уровни данного взаимодействия – объединение творческих групп в процессе опытно-экспериментальной деятельности по определенной теме, проведение конференций, обмена опытом, семинаров (которые, как правило, поддерживаются органами образования разного уровня или возникают по инициативе коллектива единомышленников конкретной образовательной организации),  но и во многом стихийно формируемый уровень (профессиональный диалог в социальных сетях, профильных сайтах и т.п.). Следует отметить, что данное общение позволяет организовать не только «формальный» обмен разработками,  но определение актуального для исследований направления, педагогических поиск, диалог между образовательными учреждениями или педагогами. При этом следует упомянуть заблуждение, бытующие в практике, о том, что сетевое взаимодействие осуществляется только и исключительно посредством особых электронных средств (Интернет). Данная «сетевая технология» выступает одним из способов сетевого взаимодействия.

В сетевом взаимодействии  выделяют своего рода компоненты: направление (цель), сетевое событие (исследовательский проект, научно-методический семинар, профессиональное общение), место и время, сетевой продукт (материалы конференции, выработанное решение, спроектированный объект, полученные исследовательские данные). Как отмечают авторы, важным моментов в сетевом взаимодействии является отсутствие в сети организации в традиционном смысле [2,6,7,8].

В ряде исследований (А.И. Адамский,  Н.С. Бугрова, С.В. Тарасов, М.М. Чучкевич и др.) выделяют характеристики сетевого взаимодействии, раскрывающие его механизмы и своеобразие:

разнообразные горизонтальные и вертикальные связи, множественность уровней взаимодействия;

«персона» - как своего рода обобщающий термин - объединение усилий разных авторов, микро - сообществ, коллективов, организаций, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта;

«событие»  –  решение некоторой проблемы;

наличие и  понимание общей объединяющей цели, основополагающей идеи;

наличие задач, уточняющихся в процессе профессионального диалога;

некие нормы деятельности, «выращиваемых» внутри сети и совместной деятельности;

единая среда взаимодействия;

открытая форма взаимодействия со средой;

междисциплинарные связи (объединение разных наук и сфер действительности);

нелинейный и добровольный характер взаимодействия;

множественность лидеров, которое протекает как «конкурентное сотрудничество»;

независимость членов сети (приоритеты и ответственность за результаты);

психологическая совместимость и позитивное отношение между людьми;

опора на  ряд информационных ресурсов. При использовании сети Интернет наблюдается опосредование связей,  увеличение круга участников и продолжительности взаимодействия.

 Данные характеристики раскрывают некоторые потенциальные черты именно для формирования компетенций студентов - будущих педагогов: формирование опыта совместного  интересного «события-действия»; возможность выступить в разных ролях (лидера-инициатора, разработчика, эксперта - критика  и т.п.); «индивидуальный маршрут» участия за счет выбора формы, меры  участия; понимание социальной значимости и «принятия» педагогическим сообществом результатов деятельности.

Однако, можно выделить ряд проблем в осуществлении сетевого взаимодействия:

нормативно-ресурсного плана: недостаточное техническое и технологические обеспечение сетевого взаимодействия ряда образовательных организаций; отсутствие особой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное сетевое взаимодействие (выделение новых позиций: сетевой педагог, методическая служба);  недостаточная проработанность нормативно-правовых документов и механизмов; недостаточно продуманные механизмы поддержки сетевых групп;

содержательно-целевого плана: однообразие  представленных в сети мероприятий–«событий», ракурсность и узкая направленность ряда данных форм и партнерств, недостаточная «проблемность» и отсутствие четкой основополагающей и объединяющей идеи; не продуманность «результата» (формальное проведение, не оформленность продукта), малая востребованность данных форм в образовательном процессе (преимущественное обращение к ним педагогов-новаторов, образовательных организаций – экспериментальных площадок, при равнодушии со стороны широкой педагогической практики);

мотивационно - ценностного плана: не желание «делиться» педагогическими находками («закрытость» ряда педагогов), боязнь представлять результаты деятельности на «общественную экспертизу», сложности в осуществлении взаимодействия как налаживании профессиональных контактов и со-деятельности, а не «отчете» в личных успехах, не корректное заимствование материалов (этичность использования данных, идей, средств).

Экспериментальные данные диагностирования студентов как очной, так и заочной формы обучения (работающих в образовательных организациях) позволяют выделить проблемы в формировании компетенций в области сетевого взаимодействия (без специального решения данной задачи):

не знакомство значительной части студентов и работающих практиков с формами сетевого взаимодействия; не значительное участие опытных воспитателей – студентов заочной формы в некоторых формах;

 предпочтения большинством опрошенных в целом деловой переписки, «рассылки» документов и уже готовых средств (презентаций, конспектов), без «желания» принимать участие в проектах (опытными воспитателями), и организации коммуникации, направленной на «представление» себя (со стороны студентов очной формы обучения);

перенос акцентов с использования медиаресурсов в развитии детей и самообразовании, на использование в развлекательных целях и формальном оформлении результатов деятельности;

«неприятие» рядом студентов, вызванное недостаточностью знаний и неразвитыми собственными умениями взаимодействия с компьютером;

относительный уровень развития собственных умений компьютерной грамотности (шаблонность в использовании приложений, знание ограниченного круга опций и возможностей программ, «поверхностная ориентация» в сайтах, недостаточный уровень работы с информацией (развитие анализа, обобщения и т.п.);

затруднения в анализе медиаресурсов, не ориентированность в современных подходах к их применению, не знание разнообразия медиаматериалов;

недостаточный уровень оценки собственных результатов, не критичность к создаваемым материалам, пассивность в профессиональном росте в данном аспекте.

Представляется важным отметить, что формирование данных компетенций осуществляется не только на «занятиях по ИКТ» (в рамках дисциплин «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»), сколько ориентировкой на данную цель в разных дисциплинах и педагогической практики за счет системы заданий, стимулирующих сетевое взаимодействие. Целевая направленность и особенность дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» заключается в формировании развитие специальной компетентности в области использования информационных средств в развитии и обучении детей посредством освоения студентами современных информационных технологий; подготовить к использованию данных технологий в образовательном процессе современного дошкольного образовательного учреждения.

Однако в сам термин «сетевая активность», используемые для характеристики  участия педагогов в сетевых взаимодействиях, шире формального «использования ИКТ». Участники данного взаимодействия должны быть готовы к совместному целепологанию, согласованию механизмов и схемы  взаимодействия, уметь договариваться о результатах деятельности, соблюдать этические нормы и правила в общении и профессиональном диалоге. В связи с этим, уже на уровне освоения профессии, важным является формирование готовности к данному взаимодействию (желание участвовать в данном взаимодействии, мотивация к  профессиональным контактам и диалогу) и становление необходимых для эффективного взаимодействия компетенций.

Можно выделить как собственно «информационно-технический» компонент (освоение ИКТ), профессиональный компонент (понимание и использование ИКТ в образовательных целях), мотивационно-ценностный компонент (стремление использовать ресурсы сетевого взаимодействия,  осуществлять с их помощью профессиональное саморазвитие и представление). Организация сетевого взаимодействия позволяет, наряду с совершенствованием других компетенций,  активно развивать ряд компетенций, таких как: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 4. Осуществлять поиск,  анализ и оценку  информации, необходимой для простановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного роста; ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации; ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе освоения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений; АК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Формирование готовности к участию в сетевом взаимодействии осуществляется единством ряда дисциплин образовательной программы подготовки специалиста. Для решения данных задач сам процесс подготовки педагогов должен строиться на современных подходах в области педагогики и психологии, концептуальных ориентирах в области сетевого взаимодействия, использования медиаресурсов в образования (формирование информационной культуры и готовности педагога) и с активным применением их в собственной деятельности студентов. Важно, чтобы студенты не только осваивали данные подходы и технологии (знакомились с ними), но и обучались на их основе(активно участвовали в разных сетевых проектах).  При этом, необходимо учитывать стихийно приобретаемый ИКТ-опыт студентов и освоение ими содержания образовательных программ, за счет вариативности маршрутов освоения содержания, «мобильности» заданий в технологической карте и сетевых мероприятиях.

Освоение данных умений целесообразно, не через «информирование», а  «практикование»: освоение возможностей ряда приложений и продуктов, развитие умений работать с разными приложениями, форматировать тексты, создавать анимированные презентации, тестовые материалы, видеоролики, сайты) с «педагогическим практикованием» (оценкой ресурсов для дошкольников и педагогов, проектирование фрагментов педагогического процесса с их использованием).

Можно выделить ряд линий в аспекте своеобразия именно ступени среднего профессионального образования. В силу осваиваемых компетенций и  особенностей образовательного процесса, студенты могут быть вовлечены  в разные «сетевые линии» (по аналогии с «моделями сетевого взаимодействия» [8]): «педагог - студенты» (совместное исследовательское задание), «студенты-студенты» (оформление профессиональной групповой страницы в сети; исследование, проводимое между студенческими группами, учащимися разных учреждений, городов, стран), «педагог - педагогическое сообщество» (профессиональный сайт педагога), «студенты – педагогическое сообщество» (представление результатов студенческой науки), «студенты – будущие работодатели» (оформление станиц профессионального сайта, электронного портфолио), «студенты – родители воспитанников» (подготовка материалов как проблемно-тематического характера, так и конкретных материалов по результатам педагогической практики).

Приведем ряд примеров. 1) Интересным и целесообразным как для формирования компетенция будущего педагога, так и изменения педагогической практики является привлечение студентов к освоению инновационных разработок в форме опытно-экспериментальной деятельности ряда исследователей и коллективов. В рамках педагогической практики и в форме заданий некоторых дисциплин (психолого-педагогической направленности) студентам предлагается выступить в качестве экспертов материалов (ознакомиться с материалами опытной деятельности и составить рецензию, внести коррективы в заявку или отчет, составить проблемные вопросы для осуждения результатов; провести в совместной с педагогами ДОО и руководителем анализ тематики опытно-экспериментальных площадок и составить тему для «собственной организации» (от лица методиста или заведующего),  а также «проектировщиков» разработать (дополнить) план этапа деятельности  некоторыми формами (семинаром, практикумом, педагогическим советом), а также проведения ряда «заданий» (осуществить фрагменты диагностики в рамках опытно-экспериментальной работы, обобщить результаты по группе вместе с педагогом). Повышению ответственности за результаты деятельности способствует расположение материалов на сайте, представление на педагогическом совете, показывающем социально-педагогическую значимость «заданий» студентов.

2) другой формой  является телекоммуникационные проекты. На основе материалов И.В. Роберт, Е.С. Полат, И.Г. Захаровой и др. можно выделить некоторые направления, характеризующие зарубежные практики и науку. Например, для активизации языкового общения и преподавания иностранного языка широко используются телекоммуникационные технологии в образовании (США, Франция, Италия, Германия, Испания) в форме совместных проектов между школьниками, конференций, переписки, совместного освоение тем; для стимулирования познавательной деятельности исследовательские проекты («Проекты знакомства с культурой», «Литературная персонификация» В. Гезергуд (США, Иллинойский университет), «Полуденные наблюдения»»  (Э.Роджерс, США) [3,4]). В рамках предложенных взрослым проблем или спонтанно выделенных вопросов с помощью телекоммуникационных средств организуется «переписка» между учащимися разных стран, городов, школ, формируется «творческая группа», определяется круг исследуемых вопросов, осуществляется изучение, обобщение материалов. Данное направление позволяет расширить «круг общения и  исследовательских возможностей». Как правило, данная форма используется в среднем и высшем звене школы, но ряд тем может успешно использоваться для подготовки специалистов (например, в рамках освоения иностранного языка  представление страноведческого материала; выделении различий образования детей в разных странах в рамках дисциплин «Педагогика». «Дошкольная педагогика», «Психология дошкольника»; исследования одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики («Мотивационная готовность к школе: хотят ли дети в школу?» (тема «Готовность детей к школе»), «Страна, в к которой я живу» (тема «Социально-личностное воспитание дошкольников»), «Чего бояться современные дошкольники?» (тема «Страхи, тревожность»)), студенческие информационные и творческие проекты(«Детский развивающий сайт», «Выпускаем передачу для детей», «Игрушка детей будущего»); а также ступени среднего профессионального образования  («Что я жду от профессии?», «Портрет воспитался: Я!»)). Данные материалы могут быть представлены в рамках СНО (студенческого научного общества). 

3) Интересным направлением является проведениеконференции, семинаров на базе колледжа, обеспечивающих обмен мнениями, своего рода, площадку инноваций. Данные конференции могут быть представлены и проводимы как в электронной форме (на сайте), так и в традиционной форме, но проводимых на формально, а как объединение единомышленников, с приглашением экспертов, широкой педагогической общественности, студентов и использованием интересных форм обсуждения (проблемных лабораторий, мастер-классов), в которых есть возможность разнообразного взаимодействия, обмена опытом, диалога и дискуссии. Например, проводимая на безе педагогического колледжа № 8 «Ежегодная всероссийская научно-практическая  конференция «Практика профессиональной подготовки педагога: вечные вопросы - новые ответы» (25 марта 2014 г.), Городская студенческая научно-практическая конференция «Проекция детства – размышления молодых»  (21 апреля 2014 г.). Как вариант данных форм приглашение студентов на конференции и инновационные педагогические события города (например, Городскую ярмарку педагогических инновация дошкольных работников, конкурс «Инновации в образовании» и т.п.), вовлечение их в диалог системной интересных для них заданий (провести ранжирование выступлений, выбрать «самую интересную идею для собственной деятельности», «взять интервью» у инноватора, подготовить «новостную ленту» о событии и т.п.). При этом водиться важным, не просто выполнение заданий, а налаживание профессиональных контактов, участие (посильное) в событии, «наращивании» позитивного опыта. 

4) Еще одним направлением является обеспечение возможности «само-представления» в медиапространстве: создание сайтов (сайт группы, личного пространства, рейтинги материалов, создание «общего творческого продукта» (например, Книги о Детстве) и т.п. посредством Интернет-технологий. При этом формулировка заданий и сопровождение деятельности студентов должно обеспечивать формирование у учащихся этики представления материалов в виртуальном пространстве, знание нормативно-правовых моментов в данном аспекте, культуры работы с информацией.

5) Не менее интересным является использование потенциала сетевых сообществ  (Открытый класс, Сеть творческих учителей, ПроШколу и т.п.). Предлагаемые студентам задания должны быть им интересны и в тоже время, быть ориентированы на решение определенных образовательных задач: ориентировка в круге обсуждаемых проблем, выделение значимых материалов для собственного профессионального портфолио, определение круга единомышленников (организаций, педагогов, источников и т.п.).

6) Востребованным и привлекательным своим социальным значимым аспектом является  взаимодействие с педагогами образовательных организаций  и родителями в форме помощи в оформлении сайта детского сада или тематического сайта по проблеме (Сайт будущих первоклашек, Музыкальный сайт для детей), предполагающих определение рубрик, изучение запросов и пожеланий педагогов и родителей, составление макета и проведение конкурса на лучшее оформление; или определение дистанционных форм взаимодействия с родителями.

7) Формированию субъектных проявлений способствуют задания, предполагающиеведение переписки с образовательными партнерами, личные блоги (с образовательной или профессиональной направленностью).Сетевое взаимодействие может формироваться на базе  социальных групп, информационных сайтов. При этом данное общение должно носить именно профессиональных характер, что поддерживается направляющими заданиями: выяснить мнение, уточнить, провести диагностику…Важно использование «коммуникативных» заданий: анализ возможностей, оценка трудностей в области сетевого взаимодействия (диагностирование разных субъектов: педагогов, методистов, студентов); проигрывание (переписка, виртуальное общение) типичных ситуаций взаимодействия с социальными партнерами); разработка методических рекомендаций для родителей по проблеме; введение электронных форм («электронного дневника наблюдений», «летописи  группы» (на педагогической практике).

8) Привлекательным для педагогов является составление собственного «профессионального» портфолио: «коллекции материалов» (презентаций, ссылок, каталога сайтов и источников по проблеме; «направленный» с помощью разных ракурсов и ролевых позиций (родители, методисты, воспитатели) анализ разнообразных электронных материалов (сайтов, электронных презентаций).

Целесообразными условиями, обеспечивающими активизацию сетевого взаимодействия и формирование профессиональной компетенции будущих педагогов являются:

создание материально-технической базы, обеспечивающей функционирование электронной информационно-образовательной среды;

более широкое использование и проектирование дистанционных образовательных технологий;

активное включение педагогов и студентов в профессиональное общение  на разных уровнях и формах;

повышение квалификации самих педагогов как в области ИКТ, так и сопровождения сетевых мероприятий, поскольку в данном процессе важно не просто «организовать» задание для студентов, а создать особые условия, соответствующие основным выше представленным характеристикам сетевого взаимодействия (добровольности, вариативности, «много-лидерства»), позволяющих выстраивать эффективные контакты («менеджер без контроля» - «координирует, не командуя»);

организация и целенаправленное системное использование  специальных «мероприятий» - «сетевых событий» в образовательных целях; отбор данных событий в соответствии с образовательными целями, но и интересами и возможностями студентов;

создание условий для становления мотивации у студентов к участию в сетевых взаимодействиях, представлении собственных профессиональных достижений педагогическому сообществу;

развитие ИКТ-компетенций педагогов и студентов в процессе интересного и требующего разных умений и решения разнообразных задач сетевого взаимодействия.

 Заключая, следует отметить, что данные мероприятия должны быть нацелены на формирование профессиональных компетенций, быть интересными студентам, носит «объединяющее» и формирующее профессиональную мотивации начало.

                                                        Литература

1.        Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия. // http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm.

2.        Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. На  соискание уч. ст. к.пед.н. - Омск, 2009.

3.        Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2007. – 192 с.

4.        Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю.М. Горвица. – М.: Линка Пресс, 1998.

5.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов ./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. – 272 с.

6.        Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающие участие в конкурсе на государственную поддержку./ Под ред.  А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006.

7.        Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Института социологии, 1999.

8.        Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание.// Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. – СПб., 1998.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»