Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать.
«Ты уже такой большой, а завязывать шнурки не умеешь! Такие реплики часто можно услышать от родителей. А ведь именно в семье ребёнок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть.
Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно чтобы то, как оценивает себя сам ребёнок, совпадало с его реальными возможностями.
Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх , не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственна детям с заниженной самооценкой. При завышенной самооценке дети во всём стремятся быть лучше других.
Хорошо запомните следующее!
1. Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает.
2. Не забывайте поощрять и других в присутствии своего ребёнка. Подчеркните достоинства другого.
3. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Сравнивайте его с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно , будет завтра.
Запомните, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое обращение к ребёнку родителей, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам – всё это влияет на становление самооценки.