Статья
Русская народная песня как средство обучения
выразительному пению
Бартенева Ирина Георгиевна,
музыкальный руководитель высшей категории,
ГБДОУ детский сад 118
Выборгского района Санкт-Петербурга
Введение
Пение – важнейшее средство музыкального воспитания. Дети поют с удовольствием, и это способствует развитию у них активного восприятия музыки, умению искренне, глубоко выразить свои чувства и переживания.
Программа обучения пению в детском саду содержит задачи по формированию устойчивого интереса к пению, обучению певческим навыкам, развитию слуха и голоса, обучение выразительному пению.
Сильной стороной в решении задач по формированию устойчивого интереса к пению, обучению певческим навыкам, развитию слуха и голоса, обучение выразительному пению является знакомство детей и введение в детский репертуар народной песни, так как она обладает художественно – воспитательной ценностью, восхищает и удивляет глубоким содержанием и совершенной формой.
Данная статья предназначена для музыкальных руководителей ДОУ, она раскрывает аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста, методические особенности обучения дошкольников пению, с помощью русских народных потешек и песен. Также статья может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.
Решение современных педагогических задач
музыкального воспитания детей дошкольного возраст, развитие вокальных навыков
с помощью русской народной песни.
Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют их петь как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому мелодии многих из них так удобны для детского исполнения и легко усваиваются ребятами. Голосом брались яркие и удобные интервалы – кварта и квинта, которые заполняются одним, двумя, тремя звуками. Песни «Петушок», «Солнышко», «Идёт коза» и многие другие построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком. Песни «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька-коток» построены на интервалах кварта и квинта с двумя и тремя промежуточными звуками. Объём звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Песня «Петушок» построена на четырёх звуках, «Как у нашей Дуни» - на пяти, колыбельная «Котя, котенька – коток» - на семи звуках. Ритм несложных народных песен прост: это чередование восьмых и четвертей. Окончание музыкальной фразы четвертью удобно для детского дыхания. Протяжность в пении зависит от преобладания в словах гласных, поэтому народная песня прекрасный материал для обучения детей напевности.
В младшем возрасте для улучшения качества пения нужно развивать звуковыстный слух и умение правильно воспроизводить звуки. Малыши обладают непроизвольным вниманием и надо организовать процесс обучения так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы ребёнка. Этому требованию отвечают музыкально – дидактические упражнения, которые в игровой форме обучают и закрепляют знания по развитию музыкального слуха. В освоении звуковысотности при разучивании русской народной песни «Петушок» можно предложить ребятам: «Какого петушка вы хотите сегодня увидеть – большого или маленького?» Если дети отвечают: «Маленького», педагог предлагает покричать как маленький петушок – тонким, высоким голосом. На фланелеграфе появляется картинка маленького петушка. Чтобы дети могли сравнить зрительно и на слух разницу между большим и маленьким петушками, педагог выкладывает на фланелеграфе картинку большого петушка и дети поют песенку на более низких звуках. Убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграв музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить, какой петушок поёт – маленький или большой. Помочь малоактивным детям проявит себя может исполнение роли маленького или большого петушка. Выполнение этого задания даёт возможность педагогу услышать каждого ребёнка и отметить его исполнительские данные.
Работа над песней «Дождик» в средней группе помогает выработать более чёткое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д», «п» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон – ля-соль – не отвлекает внимание от мелодического оборота. На последующих занятиях эту песню можно использовать как распевку, пропевая её от ля, си-бемоль, си.
Сложность интонирования зависит от интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада, мелодия с поступенным движение вверх и вниз, а так же мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой. Это помогает развить у детей чувство лада. Во второй части песни дети слышат и воспроизводят голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.
В программе пения для старшей группы хочется обратить внимание на песню «Чики-чики, чикалочки». Опевание третьей и пятой ступени в песне позволяет добиться высокого звучания, занимательный текст с личностным обращением побуждает детей к активности. Песня «Бай-качи, качи» имеет интонационную особенность – это повторение мелодии в определённой последовательности. При исполнении этой песни дети усваивают гибкие мелодические обороты и устойчивое интонирование тоники.
Простые народные песни в старшем возрасте несут более сложные образовательные задачи: для чистоты интонирования и различения двух соседних ступеней можно использовать песню «Дождик». Попевка «Петушок» помогает в ознакомлении с короткими и длинными звуками.
В подготовительной группе при систематических занятиях музыкой дети имеют достаточный опыт в пении и поют без сопровождения. Поэтому в репертуар старших детей введено много игр-хороводов. Важно, чтобы пение способствовало раскрытию игрового образа.
Повторение мелодии на одном звуке представляет сложность для неокрепшего детского голосового аппарата. Для накопления такого вокального опыта очень хорошо подходит попевка «Андрей-воробей». Её можно петь со звуков разной высоты, как распевку. Для зрительного закрепления мелодию можно выложить на фланелеграфе и проиграть на металлофоне.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию, поют чисто и без поддержки музыкального инструмента.
Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, своему народу.