Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольника

Антонова Татьяна Анатольевна

       В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область«Речевое развитие.» Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей. Умелое владение родным языком в различных ситуациях общения, выступают средствами свободной коммуникации. В то же время само общение является условием для развития речи ребёнка и освоения культуры речевого общения. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и так или иначе взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того, чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее. Уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. Педагогам, все чаще приходится сталкиваться с отставанием, задержками и нарушениями в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Главной причиной является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Многие взрослые недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста.        Общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций.   Неудовлетворенность потребностью в общении малыша с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, тяжелой адаптацией к детскому саду, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевой и познавательной активности. Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно- речевых умений и способностей:

-организация специальных мероприятий с детьми,

-организация комплексных занятий, основанных на игровых технологиях,

 -моделирование коммуникативных ситуаций,

 -использование дидактических игр,

 -индивидуальная работа,

 -познавательные беседы,

 -совместная работа и другие.

            В центре внимания педагогов находится задача развития связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. А также отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи. Основная форма деятельности ребёнка—это игра. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок легче всего воспринимает определённую информацию и передаёт её другому.

          Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
-развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.
-учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
-развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.
-воспитывать коллективизм, сотрудничество.

Любые игры соревновательного характера учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми при достижении общей цели. Развивается чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за других, особенно младших. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка    для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение. Подмена игровой деятельности учебной, введение дополнительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях приводит к тому, что дети мало общаются друг с другом, не могут полноценно овладеть коммуникативными средствами. Недостаток общения приводит к неумению учитывать поведение игрового партнера, стремление разрешить конфликтную ситуацию «силовым» способом.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Чрезвычайно важно строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребенок способен осознать и отразить в речи.

    Таким образом, коммуникативная компетентность дошкольников во многом определяется развитием речи. Речь как один из ведущих феноменов психического развития детей, влияет на регуляцию поведения и деятельности каждого ребенка в социуме. Дошкольники, имеющие осознанную и качественную речь, к старшему дошкольному возрасту владеют следующими коммуникативными навыками и умениями: навыки сотрудничества и взаимопонимания, умения слушать, слышать, воспринимать и понимать информационный материал, навыки ведения диалогической и монологической речи.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»