Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Экологическое воспитание детей –
одна из важнейших задач дошкольной педагогики

Русинова Галина Анатольевна, воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района  Санкт-Петербурга               

А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги

и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?

К.Ушинский

Введение

      Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое решение.

       Экологическое воспитание детей – новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время.

       Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь - восемь лет жизни ребёнка. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.

      Данная статья рассказывает о методических особенностях экологического воспитания детей дошкольного возраста, раскрывает аспекты формирования у малышей основ экологической культуры, бережного и созидательного отношения к окружающей природе. Статья предназначена для воспитателей ДОУ, но может быть также интересна родителям детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

        В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребёнка - дошкольника могут быть ему представлены и стать основой развивающегося взгляда на природу и отношение к ней.

      Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставшей основой  бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребёнком окружающего мира.

      В основе экологического воспитания  - адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

      Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика.

      Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная -  потому что в комплекте всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная - потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

      Формирование начал экологической культуры – это становление осознанного,  правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

      Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

      Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение к окружающему миру. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом.

      Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центре внимания природу и рассматривающий человека как её часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.

      Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого – педагогическими исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

·         связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

·         многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

·         человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

·         использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

      Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определённой средой обитания и полной зависимости от неё позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи являются приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда как средообразующего фактора.

      Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

      Третья позиция берёт начало в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

      Четвёртая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, её богатствам.

      Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателями личностно – ориентированных методов работы с детьми. Ярким проявлением этого является деятельность ребёнка. Присутствие в ней элементов экологической информации служит показателем отношения ребёнка к миру природы, вещей, к людям, себе. Отношение детей неоднородно: в нём может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Преобладание  познавательного аспекта в отношении – это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеет место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

      Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Наличие такой деятельности – показатель отношения ребёнка к тому содержанию, которое она в себе несёт. Наблюдение за самостоятельной  деятельностью детей, анализ её содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребёнка.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»