Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды
для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Ломакина А. В., воспитатель группы раннего возраста, представляю вам сегодня презентацию по теме: « Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО». Вопрос организации развивающей ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
2. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
1 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
2 Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных со¬ставляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской ак¬тивности.
3 Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе раз¬нообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4 Доступность среды предполагает:
• свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5 Безопасность предметно-пространственной среды предпола¬гает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3. Создавая предметно-развивающую среду , я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
4. По утрам трудно расставаться малышам с родителями. Чтобы этот процесс проходил более спокойно, мы придумали методическую разработку « Дом, в котором я живу .»
Это домик с фотографиями наших детей. Малыши любят их рассматривать. Они радуются, когда находят себя, узнают своих друзей, называют их по имени. Это помогает снять эмоциональное напряжение, раскрепощает их, вызывает желание общаться.
5.Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Доктор», «Парикмахерская», « Магазин». Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
6. Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
7. В музыкальном центре располагаются разнообразные музыкальные и шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, и, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми играем в такие музыкальные игры, как «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр».
8. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую ставит перед собой каждый воспитатель. Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру. При оформлении центра учитываем реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.
9. А это книга « Солнышко», созданная совместными усилиями детей, их родителей и воспитателей. Она занимает почётное место в книжном центре и пользуется популярностью у детей.
10 Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, « би - ба – бо». Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Большой интерес у детей вызывает центр ряженья. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, маски зверей. Хочу отметить, что маски в раннем возрасте мы одеваем детям через голову, чтобы они могли соотнести себя с героем. Дети получают удовольствие и массу положительных эмоций.
11 Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Главная задача- пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления. Разнообразный изобразительный материал находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряем самостоятельность в использовании изобразительных материалов для преодоления у детей чувства неуверенности.
12 В нашей группе есть центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей, они яркие, разнообразные , а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
13. Центр природы служит не только украшением группы, благодаря ему дети получают базовое представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.
В любое время года наш центр природы выглядит ярко и красочно, что безусловно привлекает внимание детей. Они с удовольствием экспериментируют, рассматривают наглядный материал, который находится в свободном доступе. Таким образом формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.
14 В центре природы находится моя методическая разработка – сезонное дерево. Вместе с детьми наблюдаем различные сезонные явления и отображаем их на дереве.
15 В пространство группы гармонично вписывается центр физического развития, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
16 Центр уединения
Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями
В нашей группе есть такой островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам. Он отделен от других зон легкой ширмой. Мягкие подушки, коврики , книги, фотоальбомы – всё это позволяет ребёнку комфортно расположиться, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий его мир.
17. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды, по моему мнению, кажется наиболее рациональной, так как она учитывает требования ФГОС, все основные направления развития ребенка третьего года жизни и способствует его благоприятному развитию.
18.
Дети – цветы, что цветут среди нас,
Как бы не трудно нам было подчас.
Дарят они нам свою красоту,
Детскую радость и веру в мечту!