Конспект занятия для детей подготовительной группы
Осень. Осенние деревья
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по темам «Осень», «Деревья». Расширение словаря прилагательных, глагольного словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыков звукового анализа.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений (развитие навыков звукового анализа слов). Развитие дыхания, ловкости, тонкой и артикуляционной моторики. Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.
Воспитательные цели.Формирование навыков активности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Плоскостные изображения деревьев (дуб, клен, рябин, береза). Картинки с изображением погодных явлений осенью. Мяч. Мелко нарезанные листочки. Фишки – звуки. Картинка с изображением наложенных друг на друга листьев.
Ход занятия.
1. Организационный момент.(Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Логопед встречает детей в кабинете и предлагает детям занять места около стульчиков, стоящих вокруг стола. На столе лежат плоскостные изображения деревьев (дуб, клен, рябина, береза).
Л: Посмотрите на изображения деревьев, лежащие перед вами. Вспомните их названия. А первым за стол сядет тот, у кого название дерева начинается со звука (Д).
Садится ребенок, у которого на картинке нарисован дуб.
Л: Теперь сядет тот, у кого название дерева начинается со звука (БЬ).
Ребенок садится. Далее садятся дети у, которых названия деревьев начинаются на звуки РЬ, К.
Л: Какого цвета листья осенью? Каждый ответит про листья того дерева, которое изображено у вас на картинке. Начните свой ответ со слова осенью.
Дети по очереди отвечают (Осень кленовые листья пурпурные, багряные, дубовые листья темно-зеленые, березовые листья желтые, рябиновые темно-желтые, золотистые).
Л: Молодцы, хорошо знаете названия деревьев и помните какого цвета бывают листья осенью.
2. Игра «Подбери признак». (Активизация словаря по теме, расширение словаря прилагательных).
Л: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру. Я показываю вам картинку, а вы подбираете к ней подходящие слова.
- Листья осенью какие? –желтые, красные, багряные, золотые.
- Дождь осенью какой? – холодный, моросящий.
- Погода осенью какая? –пасмурная дождлива, хмурая, морозная.
- Деревья осенью какие? –с разноцветными листьями, поздней осенью – голые.
3. Игра «Осенние листья».(Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных).
Детям предлагается пройти на ковер и встать в круг.
Л: А знаете ли вы на каких деревьях какие листья? Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете отвечать на вопрос.
На клене – кленовые
На осине – осиновые
На рябине – рябиновые
На дубе – дубовые
На ольхе – ольховые
На березе – березовые
На липе – липовые
На тополе – тополиные
4. Упражнение «Осенние листочки». (Развитие длительного плавного выдоха)
Детям предлагается встать около стульчиков.
Л: Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.Упражнение выполняется несколько раз. Логопед следит, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
5. Упражнение «Составь схему».(Развитие фонематических представлений – совершенствование навыка звукового анализа слов).
На столе перед детьми выкладываются фишки.
Л: Давайте мы с вами выложим звуковую схему слова ДУБЫ.
Дети выполняют задание и выкладывают схему. С К С К
Л: Молодцы, хорошо выполнили задание, а теперь, скажите, сколько звуков в слове ДУБЫ?
Д: В этом слове четыре звука.
Л: Произнесите их по порядку.
Д: Д, У, Б, Ы.
Л: Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Какие это согласные? Расскажите о них? (У,Ы. Д,Б. Д-согл.,твердый, звонкий, Б-согл., твердый, глухой.) Молодцы!
6. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку».(Развитие тонкой моторики).
Детям предлагается сидя за столом сделать пальчиковую гимнастику).
Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по столу указательным и средним
пальцами рук.
Он бежит по переулку, Загибают по одному пальцу на руках на
Барабанит по окошку, каждую стоку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладонями так, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.
Н.Нищева.
7. Общая артикуляционная моторика.(Развитие артикуляционной моторики).
Логопед приглашает детей пойти к зеркалу и сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях.
8. Игра «Что делает?». (Активизация словаря по теме «Осень», развитие ловкости, расширение глагольного словаря).
Л: Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.
Дождь – льет, идет, моросит, заливает, стучит по крыше.
Ветер - дует, гудит, срывает.
Листья – краснеют, желтеют, опадают, кружатся.
Птицы – собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются.
9. Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?»(Развитие зрительного восприятия).
Детям предлагается пройти к наборному полотну на котором помещена картинка с наложенными друг на друга изображениями листьев.
Л: Посмотрите внимательно на картинку, назовите, что вы видите? Нужно не только назвать, но и обвести изображение пальцем.
Дети называют названия листьев и обводят их.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей).
Логопед предлагает детям вспомнить и рассказать о том, что они делали сегодня, в какие игры играли, какие упражнения выполняли. Что им больше понравилось. Дается оценка каждому ребенку.