Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе
Пасхальный подарок
Чебан Варвара Степановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Цель: формировать умение детей делать «Пасхальный подарок».
Задачи
образовательные:
- познакомить детей и истоками традиции красить яйца на Пасху;
- дать представление о развитии традиции изготовления пасхальных подарков на Руси, познакомить детей с серией ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже;
развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, память, мышление, любознательность, активность, мелкую моторику.
воспитывающие:
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к традициям предков, нравственные ценности, умение работать в группе;
- формировать эстетический вкус;
- включать родителей в образовательный процесс.
Технологии:
- коммуникативные
- технология развивающего обучения
- здоровьесберегающие
Предварительная работа:
знакомство с художественными произведениями по теме: чтение отрывка из «Лета Господне» И. Шмелева, стихотворения А. С. Пушкина «Птичка»; с произведениями живописи по теме;
знакомство детей с праздниками Рождества, Благовещения, Вербного воскресения;
беседы о нравственных ценностях, о внимательном отношении к себе и окружающим людям, о совести как помощнике и советчике;
экскурсия в библиотеку;
продуктивная деятельность по теме;
родительское собрание «Русские традиции украшения пасхальных яиц».
Развивающая среда:
этнокалендарь с открытой страницей, посвященной Пасхе;
календарь природы;
блюдо с пасхальными яйцами, сувениры на пасхальную тематику;
выставка «Пасхальный подарок» (совместная деятельность детей и родителей);
иллюстративный материал по теме;
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.
Материалы:
Презентация "Яйца Фаберже", настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо» деревянные и пластиковые яйца, пайетки, наклейки, стразы, бросовый материал, материал для работы с клеем, костюмы для театрализации.
Совместная деятельность детей и взрослых.
НОД
I. Оргмомент.
На столе сюрприз – блюдо с пасхальными яйцами.
- Ой, а что это такое? Дети, как вы думаете, а почему эти яйца здесь? Их покрасили, да еще разукрасили, что это значит? (Скоро Пасха. На Пасху красят яйца)
- А кто знает, почему на Пасху красят яйца?
- Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо отправиться в далекое прошлое, в Древний Рим.
II. Путешествие во времени.
1. Строительство транспортного средства.
- На чем мы можем поехать? Обычный транспорт подойдет? На чем путешествовали герои известных вам сказок? Нам же надо попасть в прошлое. Какой транспорт подойдет?
- Строим машину времени?
- Транспорт готов, дети? Садитесь, полетели. Полетели. (Воспитатель во время полета в качестве экскурсовода пересказывает часть предания о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яичке).
- Пока летим, послушайте предание о Марии Магдалине:
После Воскресения Иисуса Христа Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о своем учителе. Среди учеников были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась в город Рим и вошла во дворец к императору. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яйца.
Разворачивается сцена: на стуле-троне сидит император, вокруг слуги, перед императором Мария Магдалина:
Мария Магдалина с белым яйцом в руке:
Когда-то я была богатой
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни.
Христос воскрес!
Император Тиберия:
Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,
Когда б яичко это стало красным.
Один из слуг императора (восклицает):
О, император, посмотри скорее!
Яичко розовеет, нет – темнеет.
О чудо! Оно стало ярко красным!
Император Тиберия:
Воистину воскрес!
Закрывается занавес (ширма).
Воспитатель: Отсюда и пошел обычай красить яйца.
- Возвращаемся домой, в Россию.
III. Беседа.
- Как долго мы путешествовали! Леша, посмотри, пожалуйста, в календарь, какое сегодня число?
- А какой сегодня день недели? (четверг)
- Сегодня обычный четверг? (Вели́кий четве́рг, страстной четверг, а еще в народе называется он чистым четвергом).
- А почему сегодняшний четверг называют чистым? (дополнения воспитателя: в этот день люди убираются в доме, все моют, чтобы в чистом доме встретить Светлый праздник. А еще православные люди стараются навести порядок внутри себя, в душе: стараются избавиться от плохих мыслей, чтобы не делать плохие поступки – чистыми встретить Великий праздник)
- А мы стараемся освободиться от плохих мыслей и не допускать плохие поступки? Как?
- Как помогает нам совесть?
- А если мы ошибаемся? А как можно исправить ошибку?
IV. Игра «Какую ошибку как можно исправить». Детям предлагаются карточки изображением вниз, иллюстрирующие плохой поступок или хороший и предлагается найти пару выбранной карточке, объясняющую последствия поступка, изображенного в карточке, после чего дети комментируют свой выбор.
- А чтобы плохие мысли не приходили, надо стараться делать добрые дела, идти дорогою добра.
V. Физминутка под песню «Дорогою добра» (Большой дет. хор - М. Минков, Ю. Энтин.).
VI. Традиции украшения яиц на Руси. Презентация.
1. Беседа.
- А в Чистый четверг еще красят яйца.
- У кого в семье красят яйца? А кто уже помогал маме красить яйца? Украшать их?
2. Рассказ воспитателя, сопровождаемый презентацией. (Приложение).
- Искусство украшения яиц развивалось столетиями. Самыми известными сувенирами являются яйца Фаберже, которые изготовлялись по заказу императоров Александра III и Николая II. Это очень дорогие яйца, поэтому они хранятся в музеях. Хотите посмотреть на них? Тогда в путь! Где наш волшебный транспорт? Полетели.
- Первое яйцо было заказано Карлу Фаберже (слайд 2) царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо (слайд 3) снаружи было гладким, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона. Ни одно яйцо не похоже на другое, и в каждом сюрприз.
- (Слайд 4). Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе. (Миниатюры — пять портретов дочерей).
- (Слайд 5). Изображение яхты императора Александра III
- (Слайд 6). Копия Императорской кареты
- (Слайд 7). Яйцо с моделью памятника Александру III.
- (Слайд 8). Модель Александровского дворца в Царском селе.
- (Слайд 9). Яйцо с моделью поезда
- (Слайд 10,11). Как видим, все яйца разные.
VII. Изготовление поделки.
- Как и много-много лет назад, во многих семьях в Чистый четверг красят яйца, готовят пасхальные подарки. Сегодня мы узнали, как это делали наши предки и как можно сегодня самим украсить яйцо. Переходим в нашу мастерскую и попробуем создать свои Пасхальные подарки. Приглашаем и гостей. Можно выполнить аппликацию по мотивам яиц Фаберже, используя заготовки различных стразов, пайеток. На столах есть все необходимое: яйца, элементы для украшения (пасхальные наборы).
- Чего не хватает? (подставки для яиц)
- Заглянем в нашу корзину «Всякая всячина». Что может послужить подставкой? Включаем фантазию и создаем свои неповторимые шедевры, которые будут напоминать о Светлом Празднике.
VIII. Пасхальные игры.
- На Пасху в народе популярны пасхальные игры. Поиграем и мы?
Выходят дети с родителями, делятся на 2 команды. Мама с ребенком держа ложку с яйцом бегут к барьеру, обегают его и бегут обратно, передают ложку с яйцом следующей паре.
VIII. Заключительное слово воспитателя.
Использованная литература.
- http://www.interfax-religion.ru/bulgakov/12.html
- http://www.detsadclub.ru/igry/799-konspekt-zanyatiya-po-izo-pashalnaya-otkrytka
- http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0194.shtml
- http://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1802825