Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проект Традиционный народный праздник (проект)

Встреча весны

Гаспринская Анжелика Анатольевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №51
Невского района Санкт-Петербурга

Цель проекта

 Приобщение к традиционной народной культуре весеннего календарного цикла.

Задачи проекта

·        Познакомить детей с народными традициями на праздник "Встреча весны»,  используя различные виды деятельности дошкольников;

·        Создать условия проживания праздника, использовать для этого фольклорный материал как основу, включая детский и классический литературный, художественный, музыкальный материал, соответствующий тематике праздника;

·        Погрузить детей в атмосферу традиционного народного праздника, актуализируя его в современности и сохраняя основные его компоненты (обрядовую кухню, игры, пляски и.т.д.)

Актуальность проекта

Во многих европейских странах и в том числе России остро стоит вопрос о

сохранении традиционной народной культуры, историко-культурного наследия.Проблема эта вызвана такими факторами как:  глобализация, аккультурация, поликультурность, мультикультурность больших городов мегаполисов, таких как Санкт-Петербург и Москва, а также утрата преемственности традиционной народной культурыв семейном воспитании;вырождениеколлективных форм детского игрового сообщества (ролевых, коллективных игр и др.);

затруднение возрождения традиционной народной культуры  в мегаполисах  Москве и Санкт-Петербурге в силу их большей приближенности к дворянской, нежели крестьянской среде. Одним из способов решения перечисленных проблем может стать использование потенциала традиционной народной культурыв образовательных учреждениях, начиная с первой дошкольной ступени образования. Знакомство с родной культурой необходимо, прежде всего, для формирования у детей национально-культурной идентичности, а также традиционная культура является средой для всестороннего гармоничного развития личности, так как содержит в себе все аспекты  воспитания ее культуры: духовно-нравственный, патриотический, художественно-эстетический, трудовой, речевой, экологический, интеллектуальный. В многонациональном государстве необходимо и обязательно изучение культуры страны, в которой живут ученики-воспитанники эмигранты, так как будущее этих детей будет тесно и неразрывно связано с этой страной, и они, так же как и их дети будут называть себя петербуржцами.

Данный проект призван внести свой вклад не только в знакомство с традиционной народной культурой, но и  ее возрождение и актуализацию в современных городских условиях  на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также в кругу семьи.

Блоки реализации

Проект традиционный народный праздник «Встреча весны» для детей 5-7 лет

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

Время проведения

 

IV блок

 

«Встреча весны»

 

 

1 день

 

 

 

 

Тема №1

 

«Жаворонки прилетите – весну-красну принесите»

Занятие по развитию речи

Познакомить детей с тематикой праздника встреча весны, традициями и обрядами русского народа.

1. Беседа о празднике, традициях и обрядах русского народа;

2. Просмотр иллюстраций книги Выготской «Чистый четверг» (дети выпускают птиц),

3. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «В чужбине свято вспоминаю».

Март

(вторая половина)

         Утро

25-30 мин.

Занятиемузыкальное

Разучить музыкальный материал соответствующий народному календарю и теме праздника.

1. Разучивание хоровода «Уж, я улком шла» р.н.;

2. Пение закличек «Жавороночки-перепёлочки», «Весна красна», Жавората, жавората» р.н. и.т.п.;

3. Игра на свистульках и окаринах;

4. Разучивание народных игр: «Ручеёк», «Две птички».

Март

(вторая половина)

         Утро

25-30 мин.

Совместная деятельностьвоспитателя с детьми

Провести параллель между миром природы и темой праздника «Встреча весны».

1.На прогулке рассматриваем признаки весны;

2. Активизация речи: солнышко греет, снег тает, ручейки бегут, птички скоро прилетят;

3. Разучивание игры «Пришла матушка-весна» р.н.

Март

(вторая половина)

         Утро

25-30 мин.


Занятие по ручному труду

1. Познакомить детей с народной традицией;

2. Закрепить знание практическим выполнение работы в традиционной народной технике.

1. Рассказ об обычае печь обрядовое печенье «Жаворонки»;

2. Изготовление обрядового печенья из солёного теста.

Март

(вторая половина)

         Вечер

25-30 мин.

 

Блоки реализации

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

Время проведения

IVблок

 

«Встреча весны»

 

 

 

 

2 день

 

Тема №2

 

«Жаворонки прилетите – весну-красну принесите!»

Занятиепо развитию речи

1.Продолжить знакомство с природными явлениями и их связью с праздничной культурой;

2. Разучить музыкальный материал, соответствующий теме праздника.

1. Рассказ о птицах;

2. Просмотр демонстрационного материала с изображением птиц;

3.Слушание пения птиц в аудио записи;

4. Разучивание закличек птиц: «Жаворонки ноги тонки», «Жаворонок–дуда" р.н.

Март

(вторая половина)

       Утро

 

25-30 мин.

Совместная деятельностьвоспитателя с детьми

Закрепить пройденный материал в игровой деятельности.

1. На прогулке слушаем пение птиц;

2. Народные игры «Две летели птички», «Пришла матушка весна», «Ручей, ручеёк».

Март (вторая половина)

Утро

25-30 мин.

Занятиепо

ручному труду

Изготовить птиц из бумаги в традиционной народной технике, украсить ими зал.

1. Рассказ о птицах «У кого, какой клювик»;

2. Изготовление птиц из бумаги и украшаем ими зал.

Вечер

25-30 мин.

 

3 день

 

Тема №3

 

«Весна-красна на чём пришла»

Занятиепо развитию речи +

музыкальное

1. Повторить пройденный материал по традициям на праздник и признаками весны с ними связанными;

2. Закрепить музыкальный фольклор, соответствующий народному календарю и празднику.

1.Закрепление признаков весны и традиций с ними связанных;

2.Пение закличек «Весна-красна» «Жаворонки-препелки» р.н.  и др.;

3. Хоровод «Уж я улком шла» р.н.;

5. Игра на свистульках и окаринах;

6. Народные игры «Две птички», «Ручеёк», «Пришла матушка весна» р.н.

 

Март

(вторая половина)

Утро

25-30 мин.

 

 

Блоки реализации

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

 

Время проведения

IVблок

 

«Встреча весны»

 

 

3 день

 

Тема №3

 

«Весна-красна на чём пришла»

Занятиепо развитию речи + изобразительная

деятельность

Обыграть темы весны в различных формах досуговой деятельности.

1. Чтение сказок, стихов, пословиц про весну;

2. Разгадывание загадки с образами весны;

3. Дети рисуют образы весны.

Вечер

25-30 мин.

 

4 день

Тема №4

«Светлый праздник Благовещенья»

 

Занятиепо развитию речи

Познакомить детей с библейским сюжетом, связанным с традициями встречи весны; поэзией, отражающей смысл традиции праздника.

1. Чтение главы из Библии «Благовещенье Пресвятой Богородицы». Активизация речи: ангел, дева Мария, Христос;

2. Чтение стихов о празднике Благовещенья: «В день весенний...» А. Выготской, «В чужбине свято вспоминаю...» А.Пушкина.

Апрель

(начало)

Утро

25-30 мин.

Тема №5

«Весна в творчестве известных композиторов»

Вечер развлечений по слушанию музыки

Провести параллель между миром природы и его отражением в музыкальных произведениях.

 

 

 

 

 

 

 

Слушание музыки о весне:

А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», П.  Чайковский «Жаворонок».

 

Апрель

(начало)

Вечер

25-30 мин.

 

 

Блоки реализации

Тематическое планирование

Мероприятия и формы

Цели и задачи

Краткое содержание

 

Время проведения

IVблок

 

«Встреча весны»

 

 

 

 

 

5 день

 

 

 

 

Тема №6

 

«Встреча весны»

 

 

 

 

Уличный праздник

1. Закрепить пройденный материал о традициях и обычаях русского народа на Масленицу;

2.Погрузить детей и родителей в атмосферу традиционного праздника;

3. Способствовать взаимодействию детей и родителей в процессе совместной досуговой деятельности;

4. Актуализировать традиционную культуру в современной среде.

1 Вступительное слово;

2. дети украшают деревья на площадке детского сада бумажными птицами;

 3.  Заклички «Солнышко», «Весна-красна»;

4. Хоровод «Уж я улком шла» р.н.;

5. Игра на свистульках;

6. Пение закличек птиц;

7. Игры: «Пришла матушка весна», «Ручеёк», «Две птички» р.н.;

8. Угощение гостей печеньем в виде жаворонков.

 

 

Апрель

(после календарной даты)

 

Утро

 

40 мин.

Занятие по изобразительной деятельности

Дать возможность осмыслить прожитый праздник и отобразить свои впечатления в художественно-творческой деятельности.

1. Рисуем свои впечатления от праздника.

2. Выставка-экспозиция картин.

Вечер

 

25-30 мин

 

 

  

Сценарий уличного праздника «Встреча весны»

Для детей 5 – 7 лет

Праздник проводится на улице, на территории детского сада или в ближайшем парке.

Дети украшают одно дерево на территории детского сада самодельными бумажными птицами, а другое птицами, вылепленными из солёного теста.

Под музыку строятся в два концентрических круга.

Ведущий: Ребятки, какое время года мы встречаем. (Ответ детей). А, какое время года мы провожаем? (Ответ детей). Правильно! Сегодня мы с вами весну-красну  встречаем, птиц закликаем, солнышко зазываем. Так давайте же встретим весну с музыкой, с песней, с весёлыми хороводами, да играми.

«Уж, я улком шла» р.н. хоровод

Закличка  «Весна-красна, на чём пришла» р.н.

Ведущий:Отгадайте загадку. Прилетел братишка в сером пальтишке. Прыг, прыг, прыг, не мёрзнут лапки. Ищет зёрнышки на травке. Кто это?

Дети:Воробей.

В круг влетает ребёнок в образе воробья.

Воробей:Эй, бескрылый человек, у тебя две ножки,

                 Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки.

                 А я маленький совсем, зато сам я мошек ем.

Ведущий: Ай, да воробей! А мы про тебя песенку знаем. Давайте-ка споём!

Песня «Зима прошла» муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой

Воробей в кругу, выполняет движения по тексту.

Ведущий: А сейчас мы все превратимся в птичек и поиграем.

Игра «Две птички» р. н.

Ведущий:Ребятки, а каких перелётных птиц вы  знаете? Тех, которые весной торопятся вернуться домой из тёплых стран? Дети перечисляют.

Ведущий:Отгадайте загадку: Стоит дерево, на нём

                                                     Прикреплён чудесный дом.

   Голосистый в нём певец,

  Под названием … (скворец).

Под звучание окарины появляется скворец (плоскостной, нарисованный).

Ведущий:Прилетел к нам скворушка, сел он чистить пёрышки. Давайте построим для него дом. Как называется домик для скворца? Ответ детей.

«Тук, тук, строим дом» р.н. попевка.

Ведущая достаёт плоскостной нарисованный скворечник, вешает его на дерево и «сажает» в него скворца.

Ведущий:А где же подевались наши певцы жаворонки, давайте же позовём их на наш праздник.

Заклички «Жаворонок-дуда», «Жаворонки ноги тонки», «Жавороночки-перепёлочки» р. н.

Ведущий:Что-то не слышат нас птички, не летят. Наверное, в пути заблудились. А мы с вами сыграет на свистульках, они услышат и прилетят.

Дети играют на свистульках.

Под пение жаворонков в аудиозаписи появляются жаворонки на палочках.

Ведущий:А вот и наши жаворонки. Птичка маленькая, не приметная, а как запоёт, заслушаешься.

Дети слушают в аудиозаписи пение жаворонков.

Ведущий:А теперь и мы споём жаворонкам песенку.

Закличка «Жавората» р. н.

Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимательность. Если я буду называть летающие предметы, вы будете махать руками, как крыльями и говорить «летят», а если нет, то молчать и руки не поднимать.

Игра «Грачи летят на всю Русь кричат» р. н.

Ведущий:Что-то холодно стало. Это солнышко за тучку спряталось, давайте-ка его позовём.

Закличка «Солнышко» р. н.

Ведущий: Выглянуло солнышко, снежок растопило, и побежали ручейки весенние, зажурчали весело. Давайте в "Ручеек" играть!

Игра «Ручеёк» р. н.

Ведущий:Будем весну встречать, будем дальше в игры играть.

Игра «Пришла Матушка-Весна» р. н.

Дети во время игры  распределяются жеребьёвкой на две команды «Серебряное блюдечко» и «Наливное яблочко».

Перетягивание каната 2-мя командами. ("Перетягиваем из зимы в весну").

Ведущий:Хорошо мы с вами весну встречали, птиц закликали, а теперь пора и наших птичек из клеточки выпустить. Пусть летят к небу, к солнышку, совьют гнёздышко, птенчиков выведут. Тесно и душно в клетке птичке, выпустим их на свободу.

Стихотворение «В чужбине свято вспоминаю…» А.С. Пушкин

Дети открывают клетку и выпускают птиц.

Закличка «Жаворонок, вот твой брат»р.н.

Ведущий:Наш праздник подошёл к концу, а вот летит к нам ещё стая птичек.

 На подносах выносится печенье в виде птичек. Все угощаются и  под музыку уходят в помещение детского сада.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»