Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Чем мы дышим
Репина Надежда Михайловна,
ГБДОУ № 77
Московского района Санкт-Петербурга
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст: 4-5 лет.
Формы: занятие, беседа, игра, экспериментирование.
Цель:
- Познакомить детей с органами дыхания: дать понятия о том, как воздух путешествует по организму;
- Закрепить представление о том, что воздух согревается в носу и в легкие поступает теплым (реснички, находящиеся в носу выполняют защитную функцию).
- Закрепить знания детей о том, что полезно и вредно для органов дыхания.
- Продолжать работу по формированию культурно -гигиенических навыков.
Материал: Картинки с изображением органов дыхания,Воздушные шарики,Зеркала,2 тазика с водой, 2 кораблика, Трубочки,Сигнальчики красного и черного цвета.
Ход занятия.
1 часть.Игра - «Передача хорошего настроения».
- Ребята, сегодня наш урок я начну с приятного момента. Я принесла шарики. они надутые яркие и красивые. Но также у меня есть один шарик который еще не надут.Сейчас я его надую. Скажите мне что я надуваю в шарик? И что мне помогает, надуть много воздуха в шарик. В шарик попадает воздух. Об этом и о многом другом будит наше занятие
2 часть. Сегодня я с вами хочу поговорить про органы дыхания.
- Вы знаете, для чего нам нужен нос? (чтобы дышать, различать запахи).
- А чем мы дышим? (воздухом).
- Ребята, а вы хотите узнать, как воздух путешествует по нашему организму? (хотим).
- Кто мне подскажет, откуда воздух начинает путешествие по организму? (из носа).
(Выставляю картинку с изображением носа) - Воздух попадает в нос. Множество тончайших кровеносных сосудов, имеющихся в носу согревают воздух. Чтобы он мог продолжить свое путешествие.
- Если вы случайно ударитесь носом, то что происходит? (сосудики лопаются - появляется кровь).
- А что мы видим в полости носа? (волосики - реснички).
- Для чего они нужны носу?
- Ну, конечно же, реснички в носу и специальная слизь помогают очистить воздух от пыли и микробов. Слизистая оболочка носа приклеивает к себе микробов и уничтожает их.
(Выставляю картинку с изображением гортани.)
- Дальше воздух движется по гортани, (дети повторяют новое слово). -Ему помогают двигаться связки,(о них вы узнаете попозже, когда пойдете в школу).
- Затем воздух попадает в трахею,(выставляю картинку, дети повторяют новое слово).
- Затем в бронхи и наконец в легкие (правое и левое, выставляю картинки).
- В легких есть маленькие пузырьки, их называют альвеолы, они забирают из воздуха кислород - это самое нужное для организма вещество и потом отдают его крови.
- Давайте поиграем в игру «А у нас вот здесь».
Я буду показывать дорожку, по которой бежит воздух на картинке, а вы - у себя (поощрять за правильный ответ).
3 часть
- Ребята, хотите посмотреть на свое дыхание? (да) (раздаю зеркала).
- Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится (выполняют задание).
- Ребята, когда вы выдыхаете, вы видите сколько воздуха вы выдохнули? (нет)
- А хотите увидеть? (да)
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бульканье»
(правила игры: вдохнуть носом как можно больше воздуха, а выдохнуть его через рот в трубочку, и тогда можно увидеть сколько воздуха мы выдыхаем. Проводится игра).
- Ребята, вы увидели сколько воздуха вы выдыхаете?
- Как вы увидели?
- Что вам помогло увидеть воздух?
- У кого было больше воздуха?
Подвожу итог: «Чем больше воздуха мы вдохнем, тем больше пузырьков появится в стакане»
- Предлагаю поиграть в новую игру - путешествие. Мы отправимся на озеро. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова. «1, 2, 3 к озеру - лети!» Дети открывают глаза, перед ними тазики с водой.
Игра «Чей кораблик дальше?» (тренинг на силу дыхания)
Дети вдыхают носом воздух, а выдыхают через рот, направляя струю
воздуха на кораблик, (игра повторяется 2-3 раза).
После игры ребята возвращаются в детский сад с помощью волшебных слов «1, 2, 3, в детский сад - лети».
4 частьИгра «Что полезно - что вредно для органов дыхания»
Поднимают красные сигнальчики, если полезно, черный - если вредно.
Беседа о носовом платке: для чего нужен? (пользоваться при кашле, прочищать нос).
- каким должен быть носовой платок? (чистым).
- можно ли складывать носовой платок на полу?
- Почему?