Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС
Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ детский сад №23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Книга является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольного возраста. Как правильно организовать процесс ознакомления ребенка с детской литературой?
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», выделялась образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой было направлено на достижение цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
- развитие литературной речи;
Разучивание стихов, пересказ, драматизация и другие виды работы с детьми способствуют развитию литературной речи.
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Детский сад знакомит детей с лучшими образцами художественных произведений, таким образом, решая комплекс взаимосвязанных задач нравственного и умственного характера.
На современном этапе, Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» выделяется образовательная область «Речевое развитие», в содержание которой входит знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Образовательная область и виды детской деятельности неразрывно связаны друг с другом. На современном этапе выделяют следующие виды детской деятельности:
· Игровая
· Коммуникативная
· Самообслуживание и элементарный бытовой труд
· Познавательно-исследовательская
· Восприятие художественной литературы и фольклора
· Конструирование
· Изобразительная
· Музыкальная
· Двигательная
Теперь рассмотрим, каким образом каждый из видов деятельности связан с образовательной областью «Речевое развитие», а именно знакомство с детской литературой.
Игровая деятельность:
· Непосредственно сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры «Радио», «Телевидение», «Кино» непосредственно связаны с чтением художественной литературы, поскольку играя в них, дети пересказывают знакомые сказки, рассказы, рассказывают стихи, разыгрывают роли, диалоги. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» предполагает хорошее знание детьми авторов произведений и их содержание.
· Игровой зачин
Практически каждая игра начинается с игрового зачина, со считалки. Считалка в большинстве случаев как народная и фольклорная форма способствует становлению поэтического слуха.
Игровая/двигательная деятельность:
· Песенно-ритмические народные игры, подвижные игры со словами, хороводные игры
Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции. Народное творчество разнообразное и богатое по своему содержанию отражается в играх.
Коммуникативная деятельность:
· Загадки, стихи, потешки, которые разучивают дети; рассказывание по картине, серии картин и т.п., т.е. все что связано непосредственно с образовательной областью «Коммуникация»
· Свободное общение ребенка со взрослыми и детьми, в котором взрослый служит в качестве образца литературного языка.
Трудовая деятельность (самообслуживание и элементарный бытовой труд):
· Малые фольклорные формы
Пословицы и поговорки о труде, которые употребляются в соответствующей ситуации. Похвалить за работу - «Недаром говорится, что дело мастера боится», способствовать усердию - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
· Рассказы о труде взрослых и детей, которые формируют ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Познавательно-исследовательская деятельность:
В данном виде деятельности книга выступает в качестве источника знаний.
Продуктивная деятельность(конструирование, изобразительная):
· Чтение литературных произведений
Чтение потешек и народных сказок, стихов и рассказов русских поэтов и писателей обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям. Их использование обеспечивает постепенную и плавную подготовку, настрой на предстоящую продуктивную деятельность.
В подготовительной группе обязательно проводятся комплексная совместная образовательная деятельность, в которой соединено рассматривание детьми репродукций картин известных художников и тематическое чтение педагогов в соответствии с темами картин.
· Непосредственно изобразительная деятельность по мотивам сказок, стихов и рассказов
Музыкальная деятельность:
· Инсценировка художественных произведений
Для детей дошкольного возраста существует в практике несколько видов инсценировок: игры-драматизации, театрализованные выступления и разнообразные виды кукольного театра. Инсценировка является средством вторичного ознакомления с художественным произведением.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
· Непосредственно чтение и обсуждение
Чтение – это самый распространенный метод ознакомления детей с художественным произведением. Выразительное чтение может сопровождаться показом. После чтения педагог обязательно беседует с детьми на понимание содержания произведения, обсуждает характеры героев, обращает внимание на незнакомые слова, крылатые фразы и т.п.
· Литературные утренники, вечера
Литературные утренники, вечера используются как форма работы с детьми в подготовительной группе. Утренник может быть посвящен творчеству писателя, юбилею художественного произведения или писателя, народным сказкам и т.п. Утренники являются средством расширения и закрепления знаний детей о художественных произведениях. В течение учебного года может быть проведено 1-2 утренника. Подготовка к утреннику затрагивает все виды работы с детьми и решает широкий спектр задач.
· Самостоятельная работа детей в книжном уголке
В каждой группе обязательно имеется книжный уголок. Очень важно чтобы он был хорошо освещен, с удобной мебелью. В уголке находятся книги, которые дети могут самостоятельно рассматривать, картинки и фотографии по теме. Книжный уголок необходимо постоянно обновлять. Во всех возрастных группах воспитатель принимает активное участие при работе детей в книжном уголке. Педагог совместно с детьми, рассматривая книгу или картинку, показывает, как правильно обращаться с ней, формирует бережное отношение; беседуя с детьми, обращает внимание на понимание иллюстраций, на содержание книг.
Таким образом, мы рассмотрели, что образовательная область «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» неразрывно связана со всеми видами детской деятельности и является неотъемлемой частью воспитания и образования ребенка дошкольного возраста.