Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

 

Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ детский сад №23
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Книга является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольного возраста. Как правильно организовать процесс ознакомления ребенка с детской литературой?

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», выделялась образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой было  направлено на достижение цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

- развитие литературной речи;

Разучивание стихов, пересказ, драматизация и другие виды работы с детьми способствуют  развитию литературной речи.

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие      художественного восприятия и эстетического вкуса.

Детский сад знакомит детей с лучшими образцами художественных произведений, таким образом, решая комплекс взаимосвязанных задач нравственного  и умственного характера.

На современном этапе, Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» выделяется образовательная область «Речевое развитие», в содержание которой входит знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область и виды детской деятельности неразрывно связаны друг с другом. На современном этапе выделяют следующие  виды детской деятельности:

·        Игровая

·        Коммуникативная

·        Самообслуживание и элементарный бытовой труд

·        Познавательно-исследовательская

·        Восприятие художественной литературы и фольклора

·        Конструирование

·        Изобразительная

·        Музыкальная

·        Двигательная

Теперь рассмотрим, каким образом каждый из видов деятельности связан с образовательной областью «Речевое развитие», а именно знакомство с детской литературой.

Игровая деятельность:

·        Непосредственно сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры «Радио», «Телевидение», «Кино» непосредственно связаны с чтением художественной литературы, поскольку играя в них, дети пересказывают знакомые сказки, рассказы, рассказывают стихи, разыгрывают роли, диалоги. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» предполагает хорошее знание детьми авторов произведений и их содержание.

·        Игровой зачин

Практически каждая игра начинается с игрового зачина, со считалки. Считалка в большинстве случаев как  народная и фольклорная форма способствует становлению поэтического слуха.

 

Игровая/двигательная деятельность:

·        Песенно-ритмические народные игры, подвижные игры со словами, хороводные игры

Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции. Народное творчество  разнообразное и богатое по своему содержанию отражается в играх.

 

Коммуникативная деятельность:

·        Загадки, стихи, потешки, которые разучивают дети; рассказывание по картине, серии картин и т.п., т.е. все  что связано непосредственно с образовательной областью «Коммуникация»

·        Свободное общение ребенка со взрослыми и детьми, в котором взрослый служит в качестве образца литературного языка.

 

Трудовая деятельность (самообслуживание и элементарный бытовой труд):

·        Малые фольклорные формы

Пословицы и поговорки о труде, которые употребляются в соответствующей ситуации. Похвалить за работу - «Недаром говорится, что дело мастера боится», способствовать усердию - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

·        Рассказы о труде взрослых и детей, которые формируют ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

 

Познавательно-исследовательская деятельность:

В данном виде деятельности книга выступает в качестве источника знаний.

 

Продуктивная деятельность(конструирование, изобразительная):

·        Чтение литературных произведений

Чтение потешек и народных сказок, стихов и рассказов русских поэтов и писателей обеспечивают ребенка эстетическими удовольствиями, способствуют положительным эмоциональным переживаниям. Их использование обеспечивает постепенную и плавную подготовку, настрой на предстоящую продуктивную деятельность.

В подготовительной группе обязательно проводятся комплексная совместная образовательная деятельность, в которой соединено рассматривание детьми репродукций картин известных художников и тематическое чтение педагогов в соответствии с темами картин.

·        Непосредственно изобразительная деятельность по мотивам сказок, стихов и рассказов

 

Музыкальная деятельность:

·        Инсценировка художественных произведений

Для детей дошкольного возраста существует в практике несколько видов инсценировок: игры-драматизации, театрализованные выступления и разнообразные виды кукольного театра. Инсценировка является средством вторичного ознакомления с художественным произведением.

 

Восприятие художественной литературы и фольклора:

·        Непосредственно чтение  и обсуждение

Чтение – это самый распространенный метод ознакомления детей с художественным произведением. Выразительное чтение может сопровождаться показом. После чтения педагог обязательно беседует с детьми на понимание содержания произведения, обсуждает характеры героев, обращает внимание на незнакомые слова, крылатые фразы и т.п.

·        Литературные утренники, вечера

Литературные утренники, вечера используются как форма работы с детьми в подготовительной группе. Утренник может быть посвящен творчеству писателя, юбилею художественного произведения или писателя, народным сказкам и т.п. Утренники являются средством расширения и закрепления знаний детей о художественных произведениях. В течение учебного года может быть проведено 1-2 утренника. Подготовка  к утреннику затрагивает все виды работы с детьми и решает широкий спектр задач.

·        Самостоятельная работа детей в книжном уголке

В каждой группе обязательно имеется книжный уголок. Очень важно чтобы он был хорошо освещен, с удобной мебелью. В уголке находятся книги, которые дети могут самостоятельно рассматривать, картинки и фотографии по теме. Книжный уголок необходимо постоянно обновлять. Во всех возрастных группах воспитатель принимает активное участие при работе детей в книжном уголке. Педагог совместно с детьми, рассматривая книгу или картинку, показывает, как правильно обращаться с ней, формирует бережное отношение; беседуя с детьми, обращает внимание на понимание иллюстраций, на содержание книг.

 

Таким образом, мы рассмотрели, что образовательная область «Речевое развитие: знакомство с  книжной культурой, детской литературой»  неразрывно связана со всеми видами детской деятельности и является неотъемлемой частью воспитания и образования ребенка дошкольного возраста.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»