Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 «Детство – это важнейший период
человеческой жизни, не подготовка
к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная неповторимая жизнь.
И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет  сегодняшний малыш».

                                                                 В.А. Сухомлинский

 

   Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

        В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка к полноценной жизни в обществе».

         В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и  отношение родителей к воспитанию своего ребёнка. «Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество». Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у неё возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались и раньше.

         Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребёнок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребёнок, а система «взрослый-ребёнок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причём учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребёнка. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребёнка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации. 

   В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель – разностороннее развитие малышей – и способы её достижения. Однако в настоящее время многие родители не отдают детей в ясельные группы. Часть из них просто не осознают важности данного возраста. Не получая квалифицированной педагогической помощи, они руководствуются в воспитании ребёнка воспоминании о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации. Поэтому эти родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.

        К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом лёгким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».

         Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребёнка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В. Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях этапах психологические новообразования имеют не приходящее, «абсолютное» значение для всестороннего  развития индивида, вносят свой особый, неповторимый  вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, форсировать его «взросление».

          Следует подчеркнуть, что развитие ребёнка – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребёнка на данном  возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребёнка.

         В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

- непосредственно – эмоциональное общение (0-6 мес.);

- предметно - манипулятивная деятельность (6-12 мес.)

- предметно – орудийная деятельность (12-18 мес.);

- отобразительная игра (18-24 мес.);

- сюжетно – ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);

- учебная деятельность (младший школьник);

- интимно – личностное общение (подросток);

- учебно – профессиональная деятельность (юношеский возраст);

- трудовая область (взрослый человек).

     Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени. А.Н. Леонтьев писал: «Каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребёнка к действительности. Причём возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.

 

      Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

      Общеизвестно, что у каждого ребёнка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребёнка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребёнка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.

     Активное участие взрослых в воспитании ребёнка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.

    Для этого необходимо:

 -  обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;

-  окружить ребёнка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;

-  дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

-  предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;

-  не ограничивать его в экспериментировании;

-  быть терпеливыми, не спешить учить ребёнка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему- то научиться, не упражняясь в этом;

-  утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.

  

 

 

 

 

 В   детский сад без слез

Или

Как уберечь ребенка от стресса!

           

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад – это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом ( в речи, навыках, умении, игре.) Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура… Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок  в самом деле заболевает, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

 Чем спровоцирован стресс у ребенка?

 

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством  адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться  в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой форма поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

 

Степени адаптации

 

  • Легкая адаптация
  • Средняя адаптация
  • Тяжелая адаптация
  • Очень тяжелая адаптация

 

 

 

 КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА 

                                                К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Деловое сотрудничество

  Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях,

оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому

сотрудничеству со взрослыми, то есть учиться делать что-то вместе с папой,

с мамой, с бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку, то одно

колечко нанизывает взрослый, а другое – ребенок, если загружаете машинку

кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.

 

Познание сверстников

Вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые

Играют во дворе не куклы, а живые существа, поэтому их нельзя толкать,

хватать за волосы, царапать. Зато с ними можно бегать наперегонки,

интересно играть, меняться игрушками. Старайтесь, чтобы вокруг вашего

ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время

прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться

своими игрушками, получать радость когда не только берешь, но и даешь.

Перед приходом в ясли полезно познакомить его с кем-нибудь из его

будущей ясельной группы.

Умение играть

Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на

место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть

наполнены для ребёнка смыслом. Куклу можно кормить, укладывать спать,

одевать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их

в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с

ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого

занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в

группе он всегда найдет себе интересное дело.

Знакомство с новыми людьми

Старайтесь, чтобы  в вашем доме появлялись новые для малыша люди.

Он должен научиться их не бояться и стремиться познакомиться

с ними и подружиться.  В конце – концов, ребенок поймет, что от посторонних не исходит никакой опасности. Попробуйте изредка оставлять на 2-3 часа с другими родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей.

  • Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения
  • Не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности

(пусть он сначала просто просмотрит, как это делают его сверстники)

  • Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
  • Закрепите за ребенком постоянное место, кроватку;
  • Попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.

У  родителей  тревожных  детей  тоже

Часто бывает повышенный уровень

тревожности

Иногда это состояние взрослого невольно передается детям.

  Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных

матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка,

            Дети в большей степени подвержены заболеваниям.

                 

 

 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ  ОКОНЧАНИЯ

АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

 

  • Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
  • Уравновешенное настроение  в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе;
  • Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
  •  Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
  • Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
  • Спокойный ночной сон, без просыпания  до утра.

 

 

       Если малыш с радостью и много говорит о

            детском садике, если спешит туда,  если у него там друзья

           и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный

            период - закончился. Вот теперь уже можно подумать о

               своих делах и интересах, дорогие родители!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкое привыкание

 

            Часто дети сами хотят пойти в детский сад. А как быть с теми, кто отнюдь не горит желанием туда отправиться? Что ж, сделать привыкание к детскому саду относительно легким можно и в этом случае.

            Разговор о детском садике лучше начинать задолго  до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья  и фантазий, чтобы избежать разочарований).

            В вашем дворе или у подруг наверняка найдутся дети, которые уже ходят в детский сад. Познакомьте их с вашим малышом, пусть «опытные» детки поделятся своими садовскими впечатлениями. Можно сыграть  и на желании большинства детей «вырасти»:

«когда ты подрастешь, ты тоже будешь ходить в детский сад». Этот этап взросления можно отметить каким-нибудь дополнительным плюсом: например, разрешить новоиспеченному детсадовцу ложиться на 15 минут позже или самому выбирать, в чем идти в детский сад.

            Мама может помочь и привыканию более или менее казенной обстановке. Сегодня многие воспитатели охотно позволяют родителям провести с ребенком в группе около часа. Хорошо, если вы сами  сможете показать малышу его место за столом, кроватку, туалет. И, конечно, игрушки со словами восхищения: как много, какие интересные.  В садик можно взять и свою игрушку или книжку, и это будет частичкой  дома в пока еще чужом месте.

                      КАК ПОДГОТОВИТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ

                                               ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА

 

Замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться, поэтому забота взрослых

по развитию такого ребенка должна быть, прежде всего направлена на развитие желания общаться и развитие коммуникативных навыков.

            Замкнутость ребенка выступает в поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте так предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость общий сниженный фон настроения, ухудшения аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т.п).

для замкнутых детей характеры также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

            Как правило, замкнутый ребенок очень привязан к матери и очень болезненно переносит даже не продолжительное ее отсутствие.

При общение с замкнутым ребенком:

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка  не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания плохо сказываются на адаптации ребенка. Не совершайте ошибки и не делайте  перерывов в посещении – неделька дома не  поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную система! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей, отличающих его от детей старшего возраста и тем более взрослых.

 

  1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать  и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
  2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события
  3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
  4. Ребенка пока очень сложно обозначить словами свои переживания.
  5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
  6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнений, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В это момент ему нужна поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные вспышки малыша, случившийся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает « показательные выступления».
  7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
  8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь  с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

«Не хочу спать, а хочу играть»

 

«Хочу», «не хочу» - в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.

Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего, потому что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее «избавится». Так же маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.

      Правила  поведения родителей в данной ситуации

  1. Дайте ребенку возможность закончить игру.
  2. Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, совместной пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей и предметов).
  3. Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
  4. Позвольте ребенку самостоятельно совершить любые посильные ему подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.)
  5. Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки и суеты.
  6. Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.)
  7. Если ребенок без вас не засыпает. Побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научиться засыпать без взрослых.

 

«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»

            Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.

            Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.

  1. Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком. А ребенок – ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они должны одинаково хорошо.
  2. Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
  3. Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.)
  4. Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
  5. Обсудите с ребенком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, - приятные ожидания улучшают эмоциональное тяжелое состояние ребенка.

 

 

Здоровьесберегающие  технологии

 Особенности адаптационного периода детей раннего возраста.

            Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения  человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап его жизни.

      В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации.  Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Под острая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического. По сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
  3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

    Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

-  от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

-  от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

-  от состояния здоровья;

-  от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

-  от разницы в методах воспитания.

                       Задачи воспитания

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

           а)  организовать рациональный режим дня в группе,                   обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

           б)  формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

           в)  обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

           г)  воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.  Закладывать основы будущей личности:

          а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

          б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие привязанность к воспитателю;

           в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

           г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

           д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

 

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование знаний, умений и навыков у детей младшего возраста, необходимо эту работу планировать. Планирование я осуществляла в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методов, приёмов и форм организации детской жизни я отбирала в соответствии с задачами реализуемой программы. «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С Комаровой. М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное 2012г. «От рождения до школы».

В современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков и оно начинается очень рано, формирование этих навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп

 

 

 

 

 

  Список используемой литературы

 

  1. «Ранний возраст»   М.Д. Маханева, С.В. Рещекова методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятие с детьми от  1 до 3х лет»
  2. Адаптация детей раненого возраста к условиям ДОУ. Л.В. Белкина
  3. Дошкольное воспитание и развитие «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3х лет средствами кукольного театра» Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович  2007г.
  4. Программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой    издание 3-е исправленное и дополненное 2012г.
  5. Е.Ю.Конина «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект – Айрис - пресс, 2007г.
  6. Т. Смирнова «Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
  7. В.А. Ананьев «Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000-58с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Детство – это важнейший период

человеческой жизни, не подготовка

к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная неповторимая жизнь.

И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет  сегодняшний малыш».

                                                                 В.А. Сухомлинский

 

   Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

        В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка к полноценной жизни в обществе».

         В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и  отношение родителей к воспитанию своего ребёнка. «Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество». Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у неё возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались и раньше.

         Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребёнок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребёнок, а система «взрослый-ребёнок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причём учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребёнка. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребёнка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации. 

   В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель – разностороннее развитие малышей – и способы её достижения. Однако в настоящее время многие родители не отдают детей в ясельные группы. Часть из них просто не осознают важности данного возраста. Не получая квалифицированной педагогической помощи, они руководствуются в воспитании ребёнка воспоминании о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации. Поэтому эти родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.

        К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом лёгким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».

         Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребёнка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В. Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях этапах психологические новообразования имеют не приходящее, «абсолютное» значение для всестороннего  развития индивида, вносят свой особый, неповторимый  вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, форсировать его «взросление».

          Следует подчеркнуть, что развитие ребёнка – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребёнка на данном  возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребёнка.

         В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

- непосредственно – эмоциональное общение (0-6 мес.);

- предметно - манипулятивная деятельность (6-12 мес.)

- предметно – орудийная деятельность (12-18 мес.);

- отобразительная игра (18-24 мес.);

- сюжетно – ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);

- учебная деятельность (младший школьник);

- интимно – личностное общение (подросток);

- учебно – профессиональная деятельность (юношеский возраст);

- трудовая область (взрослый человек).

     Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени. А.Н. Леонтьев писал: «Каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребёнка к действительности. Причём возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.

 

      Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

      Общеизвестно, что у каждого ребёнка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребёнка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребёнка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.

     Активное участие взрослых в воспитании ребёнка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.

    Для этого необходимо:

 -  обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;

-  окружить ребёнка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;

-  дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

-  предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;

-  не ограничивать его в экспериментировании;

-  быть терпеливыми, не спешить учить ребёнка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему- то научиться, не упражняясь в этом;

-  утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.

  

 

 

 

 

 В   детский сад без слез

Или

Как уберечь ребенка от стресса!

           

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад – это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом ( в речи, навыках, умении, игре.) Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура… Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок  в самом деле заболевает, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

 Чем спровоцирован стресс у ребенка?

 

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством  адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться  в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой форма поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

 

Степени адаптации

 

  • Легкая адаптация
  • Средняя адаптация
  • Тяжелая адаптация
  • Очень тяжелая адаптация

 

 

 

 КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА 

                                                К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Деловое сотрудничество

  Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях,

оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому

сотрудничеству со взрослыми, то есть учиться делать что-то вместе с папой,

с мамой, с бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку, то одно

колечко нанизывает взрослый, а другое – ребенок, если загружаете машинку

кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.

 

Познание сверстников

Вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые

Играют во дворе не куклы, а живые существа, поэтому их нельзя толкать,

хватать за волосы, царапать. Зато с ними можно бегать наперегонки,

интересно играть, меняться игрушками. Старайтесь, чтобы вокруг вашего

ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время

прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться

своими игрушками, получать радость когда не только берешь, но и даешь.

Перед приходом в ясли полезно познакомить его с кем-нибудь из его

будущей ясельной группы.

Умение играть

Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на

место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть

наполнены для ребёнка смыслом. Куклу можно кормить, укладывать спать,

одевать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их

в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с

ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого

занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в

группе он всегда найдет себе интересное дело.

Знакомство с новыми людьми

Старайтесь, чтобы  в вашем доме появлялись новые для малыша люди.

Он должен научиться их не бояться и стремиться познакомиться

с ними и подружиться.  В конце – концов, ребенок поймет, что от посторонних не исходит никакой опасности. Попробуйте изредка оставлять на 2-3 часа с другими родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей.

  • Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения
  • Не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности

(пусть он сначала просто просмотрит, как это делают его сверстники)

  • Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
  • Закрепите за ребенком постоянное место, кроватку;
  • Попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.

У  родителей  тревожных  детей  тоже

Часто бывает повышенный уровень

тревожности

Иногда это состояние взрослого невольно передается детям.

  Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных

матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка,

            Дети в большей степени подвержены заболеваниям.

                 

 

 

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ  ОКОНЧАНИЯ

АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

 

  • Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
  • Уравновешенное настроение  в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе;
  • Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
  •  Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
  • Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
  • Спокойный ночной сон, без просыпания  до утра.

 

 

       Если малыш с радостью и много говорит о

            детском садике, если спешит туда,  если у него там друзья

           и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный

            период - закончился. Вот теперь уже можно подумать о

               своих делах и интересах, дорогие родители!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкое привыкание

 

            Часто дети сами хотят пойти в детский сад. А как быть с теми, кто отнюдь не горит желанием туда отправиться? Что ж, сделать привыкание к детскому саду относительно легким можно и в этом случае.

            Разговор о детском садике лучше начинать задолго  до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья  и фантазий, чтобы избежать разочарований).

            В вашем дворе или у подруг наверняка найдутся дети, которые уже ходят в детский сад. Познакомьте их с вашим малышом, пусть «опытные» детки поделятся своими садовскими впечатлениями. Можно сыграть  и на желании большинства детей «вырасти»:

«когда ты подрастешь, ты тоже будешь ходить в детский сад». Этот этап взросления можно отметить каким-нибудь дополнительным плюсом: например, разрешить новоиспеченному детсадовцу ложиться на 15 минут позже или самому выбирать, в чем идти в детский сад.

            Мама может помочь и привыканию более или менее казенной обстановке. Сегодня многие воспитатели охотно позволяют родителям провести с ребенком в группе около часа. Хорошо, если вы сами  сможете показать малышу его место за столом, кроватку, туалет. И, конечно, игрушки со словами восхищения: как много, какие интересные.  В садик можно взять и свою игрушку или книжку, и это будет частичкой  дома в пока еще чужом месте.

                      КАК ПОДГОТОВИТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ

                                               ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА

 

Замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться, поэтому забота взрослых

по развитию такого ребенка должна быть, прежде всего направлена на развитие желания общаться и развитие коммуникативных навыков.

            Замкнутость ребенка выступает в поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте так предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость общий сниженный фон настроения, ухудшения аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т.п).

для замкнутых детей характеры также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

            Как правило, замкнутый ребенок очень привязан к матери и очень болезненно переносит даже не продолжительное ее отсутствие.

При общение с замкнутым ребенком:

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка  не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания плохо сказываются на адаптации ребенка. Не совершайте ошибки и не делайте  перерывов в посещении – неделька дома не  поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную система! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей, отличающих его от детей старшего возраста и тем более взрослых.

 

  1. Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать  и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
  2. Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события
  3. Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
  4. Ребенка пока очень сложно обозначить словами свои переживания.
  5. Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
  6. Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнений, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В это момент ему нужна поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные вспышки малыша, случившийся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает « показательные выступления».
  7. Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
  8. Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь  с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие.

 

ОТДЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

 

«Не хочу спать, а хочу играть»

 

«Хочу», «не хочу» - в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.

Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего, потому что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее «избавится». Так же маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.

      Правила  поведения родителей в данной ситуации

  1. Дайте ребенку возможность закончить игру.
  2. Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, совместной пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей и предметов).
  3. Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
  4. Позвольте ребенку самостоятельно совершить любые посильные ему подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.)
  5. Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки и суеты.
  6. Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.)
  7. Если ребенок без вас не засыпает. Побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научиться засыпать без взрослых.

 

«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»

            Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.

            Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.

  1. Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком. А ребенок – ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они должны одинаково хорошо.
  2. Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
  3. Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.)
  4. Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
  5. Обсудите с ребенком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, - приятные ожидания улучшают эмоциональное тяжелое состояние ребенка.

 

 

Здоровьесберегающие  технологии

 Особенности адаптационного периода детей раннего возраста.

            Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения  человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап его жизни.

      В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации.  Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
  2. Под острая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического. По сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
  3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

    Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     

    Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

-  от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;

-  от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

-  от состояния здоровья;

-  от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

-  от разницы в методах воспитания.

                       Задачи воспитания

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

           а)  организовать рациональный режим дня в группе,                   обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

           б)  формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

           в)  обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

           г)  воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.  Закладывать основы будущей личности:

          а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

          б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие привязанность к воспитателю;

           в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

           г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

           д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

 

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование знаний, умений и навыков у детей младшего возраста, необходимо эту работу планировать. Планирование я осуществляла в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методов, приёмов и форм организации детской жизни я отбирала в соответствии с задачами реализуемой программы. «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С Комаровой. М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное 2012г. «От рождения до школы».

В современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков и оно начинается очень рано, формирование этих навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп

 

 

 

 

 

  Список используемой литературы

 

  1. «Ранний возраст»   М.Д. Маханева, С.В. Рещекова методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятие с детьми от  1 до 3х лет»
  2. Адаптация детей раненого возраста к условиям ДОУ. Л.В. Белкина
  3. Дошкольное воспитание и развитие «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3х лет средствами кукольного театра» Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович  2007г.
  4. Программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой    издание 3-е исправленное и дополненное 2012г.
  5. Е.Ю.Конина «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект – Айрис - пресс, 2007г.
  6. Т. Смирнова «Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
  7. В.А. Ананьев «Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000-58с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»