«Детство – это важнейший период
человеческой жизни, не подготовка
к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная неповторимая жизнь.
И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка к полноценной жизни в обществе».
В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребёнка. «Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество». Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у неё возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались и раньше.
Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребёнок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребёнок, а система «взрослый-ребёнок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причём учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребёнка. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребёнка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.
В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель – разностороннее развитие малышей – и способы её достижения. Однако в настоящее время многие родители не отдают детей в ясельные группы. Часть из них просто не осознают важности данного возраста. Не получая квалифицированной педагогической помощи, они руководствуются в воспитании ребёнка воспоминании о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации. Поэтому эти родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.
К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом лёгким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».
Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребёнка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В. Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях этапах психологические новообразования имеют не приходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, форсировать его «взросление».
Следует подчеркнуть, что развитие ребёнка – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребёнка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребёнка.
В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:
- непосредственно – эмоциональное общение (0-6 мес.);
- предметно - манипулятивная деятельность (6-12 мес.)
- предметно – орудийная деятельность (12-18 мес.);
- отобразительная игра (18-24 мес.);
- сюжетно – ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);
- учебная деятельность (младший школьник);
- интимно – личностное общение (подросток);
- учебно – профессиональная деятельность (юношеский возраст);
- трудовая область (взрослый человек).
Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени. А.Н. Леонтьев писал: «Каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребёнка к действительности. Причём возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Общеизвестно, что у каждого ребёнка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребёнка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребёнка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.
Активное участие взрослых в воспитании ребёнка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.
Для этого необходимо:
- обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;
- окружить ребёнка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;
- дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;
- предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;
- не ограничивать его в экспериментировании;
- быть терпеливыми, не спешить учить ребёнка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему- то научиться, не упражняясь в этом;
- утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.
В детский сад без слез
Или
Как уберечь ребенка от стресса!
Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад – это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом ( в речи, навыках, умении, игре.) Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура… Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок в самом деле заболевает, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.
Чем спровоцирован стресс у ребенка?
Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой форма поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.
Степени адаптации
- Легкая адаптация
- Средняя адаптация
- Тяжелая адаптация
- Очень тяжелая адаптация
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА
К ДЕТСКОМУ САДУ
Деловое сотрудничество
Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях,
оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому
сотрудничеству со взрослыми, то есть учиться делать что-то вместе с папой,
с мамой, с бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку, то одно
колечко нанизывает взрослый, а другое – ребенок, если загружаете машинку
кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.
Познание сверстников
Вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые
Играют во дворе не куклы, а живые существа, поэтому их нельзя толкать,
хватать за волосы, царапать. Зато с ними можно бегать наперегонки,
интересно играть, меняться игрушками. Старайтесь, чтобы вокруг вашего
ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время
прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться
своими игрушками, получать радость когда не только берешь, но и даешь.
Перед приходом в ясли полезно познакомить его с кем-нибудь из его
будущей ясельной группы.
Умение играть
Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на
место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть
наполнены для ребёнка смыслом. Куклу можно кормить, укладывать спать,
одевать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их
в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с
ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого
занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в
группе он всегда найдет себе интересное дело.
Знакомство с новыми людьми
Старайтесь, чтобы в вашем доме появлялись новые для малыша люди.
Он должен научиться их не бояться и стремиться познакомиться
с ними и подружиться. В конце – концов, ребенок поймет, что от посторонних не исходит никакой опасности. Попробуйте изредка оставлять на 2-3 часа с другими родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей.
- Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения
- Не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности
(пусть он сначала просто просмотрит, как это делают его сверстники)
- Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
- Закрепите за ребенком постоянное место, кроватку;
- Попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.
У родителей тревожных детей тоже
Часто бывает повышенный уровень
тревожности
Иногда это состояние взрослого невольно передается детям.
Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных
матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка,
Дети в большей степени подвержены заболеваниям.
ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ
АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
- Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
- Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе;
- Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
- Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
- Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
- Спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Если малыш с радостью и много говорит о
детском садике, если спешит туда, если у него там друзья
и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный
период - закончился. Вот теперь уже можно подумать о
своих делах и интересах, дорогие родители!
Легкое привыкание
Часто дети сами хотят пойти в детский сад. А как быть с теми, кто отнюдь не горит желанием туда отправиться? Что ж, сделать привыкание к детскому саду относительно легким можно и в этом случае.
Разговор о детском садике лучше начинать задолго до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья и фантазий, чтобы избежать разочарований).
В вашем дворе или у подруг наверняка найдутся дети, которые уже ходят в детский сад. Познакомьте их с вашим малышом, пусть «опытные» детки поделятся своими садовскими впечатлениями. Можно сыграть и на желании большинства детей «вырасти»:
«когда ты подрастешь, ты тоже будешь ходить в детский сад». Этот этап взросления можно отметить каким-нибудь дополнительным плюсом: например, разрешить новоиспеченному детсадовцу ложиться на 15 минут позже или самому выбирать, в чем идти в детский сад.
Мама может помочь и привыканию более или менее казенной обстановке. Сегодня многие воспитатели охотно позволяют родителям провести с ребенком в группе около часа. Хорошо, если вы сами сможете показать малышу его место за столом, кроватку, туалет. И, конечно, игрушки со словами восхищения: как много, какие интересные. В садик можно взять и свою игрушку или книжку, и это будет частичкой дома в пока еще чужом месте.
КАК ПОДГОТОВИТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ
ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться, поэтому забота взрослых
по развитию такого ребенка должна быть, прежде всего направлена на развитие желания общаться и развитие коммуникативных навыков.
Замкнутость ребенка выступает в поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте так предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость общий сниженный фон настроения, ухудшения аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т.п).
для замкнутых детей характеры также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.
Как правило, замкнутый ребенок очень привязан к матери и очень болезненно переносит даже не продолжительное ее отсутствие.
При общение с замкнутым ребенком:
Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания плохо сказываются на адаптации ребенка. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную система! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей, отличающих его от детей старшего возраста и тем более взрослых.
- Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
- Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события
- Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
- Ребенка пока очень сложно обозначить словами свои переживания.
- Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
- Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнений, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В это момент ему нужна поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные вспышки малыша, случившийся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает « показательные выступления».
- Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
- Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие.
ОТДЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
«Не хочу спать, а хочу играть»
«Хочу», «не хочу» - в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.
Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего, потому что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее «избавится». Так же маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.
Правила поведения родителей в данной ситуации
- Дайте ребенку возможность закончить игру.
- Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, совместной пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей и предметов).
- Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
- Позвольте ребенку самостоятельно совершить любые посильные ему подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.)
- Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки и суеты.
- Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.)
- Если ребенок без вас не засыпает. Побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научиться засыпать без взрослых.
«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»
Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.
Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.
- Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком. А ребенок – ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они должны одинаково хорошо.
- Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
- Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.)
- Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
- Обсудите с ребенком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, - приятные ожидания улучшают эмоциональное тяжелое состояние ребенка.
Здоровьесберегающие технологии
Особенности адаптационного периода детей раннего возраста.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап его жизни.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Под острая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического. По сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Задачи воспитания
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование знаний, умений и навыков у детей младшего возраста, необходимо эту работу планировать. Планирование я осуществляла в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методов, приёмов и форм организации детской жизни я отбирала в соответствии с задачами реализуемой программы. «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С Комаровой. М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное 2012г. «От рождения до школы».
В современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков и оно начинается очень рано, формирование этих навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп
Список используемой литературы
- «Ранний возраст» М.Д. Маханева, С.В. Рещекова методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятие с детьми от 1 до 3х лет»
- Адаптация детей раненого возраста к условиям ДОУ. Л.В. Белкина
- Дошкольное воспитание и развитие «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3х лет средствами кукольного театра» Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович 2007г.
- Программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой издание 3-е исправленное и дополненное 2012г.
- Е.Ю.Конина «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект – Айрис - пресс, 2007г.
- Т. Смирнова «Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
- В.А. Ананьев «Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000-58с.
«Детство – это важнейший период
человеческой жизни, не подготовка
к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная неповторимая жизнь.
И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семье в целях «обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовка к полноценной жизни в обществе».
В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребёнка. «Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество». Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у неё возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались и раньше.
Л.С.Выгодский и его последователи считали, что ребёнок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребёнок, а система «взрослый-ребёнок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причём учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребёнка. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, в качестве решающего фактора формирования у ребёнка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.
В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель – разностороннее развитие малышей – и способы её достижения. Однако в настоящее время многие родители не отдают детей в ясельные группы. Часть из них просто не осознают важности данного возраста. Не получая квалифицированной педагогической помощи, они руководствуются в воспитании ребёнка воспоминании о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации. Поэтому эти родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.
К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже делом лёгким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».
Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребёнка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. А.В. Запорожец писал: «Возникающие на ранних возрастных ступенях этапах психологические новообразования имеют не приходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности». Поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, форсировать его «взросление».
Следует подчеркнуть, что развитие ребёнка – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребёнка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребёнка.
В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:
- непосредственно – эмоциональное общение (0-6 мес.);
- предметно - манипулятивная деятельность (6-12 мес.)
- предметно – орудийная деятельность (12-18 мес.);
- отобразительная игра (18-24 мес.);
- сюжетно – ролевая игра (с 2 до 6-7 лет);
- учебная деятельность (младший школьник);
- интимно – личностное общение (подросток);
- учебно – профессиональная деятельность (юношеский возраст);
- трудовая область (взрослый человек).
Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени. А.Н. Леонтьев писал: «Каждая стадия психического развития характеризуется определённым ведущим на данном этапе отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим видом деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего отношения ребёнка к действительности. Причём возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их, поднимая на новый уровень.
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Общеизвестно, что у каждого ребёнка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребёнка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребёнка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.
Активное участие взрослых в воспитании ребёнка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.
Для этого необходимо:
- обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;
- окружить ребёнка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;
- дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;
- предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;
- не ограничивать его в экспериментировании;
- быть терпеливыми, не спешить учить ребёнка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему- то научиться, не упражняясь в этом;
- утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.
В детский сад без слез
Или
Как уберечь ребенка от стресса!
Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад – это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом ( в речи, навыках, умении, игре.) Может, заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура… Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребенка – в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок в самом деле заболевает, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.
Чем спровоцирован стресс у ребенка?
Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой форма поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.
Степени адаптации
- Легкая адаптация
- Средняя адаптация
- Тяжелая адаптация
- Очень тяжелая адаптация
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА
К ДЕТСКОМУ САДУ
Деловое сотрудничество
Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях,
оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому
сотрудничеству со взрослыми, то есть учиться делать что-то вместе с папой,
с мамой, с бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку, то одно
колечко нанизывает взрослый, а другое – ребенок, если загружаете машинку
кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.
Познание сверстников
Вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые
Играют во дворе не куклы, а живые существа, поэтому их нельзя толкать,
хватать за волосы, царапать. Зато с ними можно бегать наперегонки,
интересно играть, меняться игрушками. Старайтесь, чтобы вокруг вашего
ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время
прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться
своими игрушками, получать радость когда не только берешь, но и даешь.
Перед приходом в ясли полезно познакомить его с кем-нибудь из его
будущей ясельной группы.
Умение играть
Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на
место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть
наполнены для ребёнка смыслом. Куклу можно кормить, укладывать спать,
одевать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их
в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с
ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого
занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в
группе он всегда найдет себе интересное дело.
Знакомство с новыми людьми
Старайтесь, чтобы в вашем доме появлялись новые для малыша люди.
Он должен научиться их не бояться и стремиться познакомиться
с ними и подружиться. В конце – концов, ребенок поймет, что от посторонних не исходит никакой опасности. Попробуйте изредка оставлять на 2-3 часа с другими родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей.
- Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения
- Не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности
(пусть он сначала просто просмотрит, как это делают его сверстники)
- Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
- Закрепите за ребенком постоянное место, кроватку;
- Попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.
У родителей тревожных детей тоже
Часто бывает повышенный уровень
тревожности
Иногда это состояние взрослого невольно передается детям.
Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных
матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка,
Дети в большей степени подвержены заболеваниям.
ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ
АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
- Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
- Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе;
- Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
- Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
- Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
- Спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Если малыш с радостью и много говорит о
детском садике, если спешит туда, если у него там друзья
и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный
период - закончился. Вот теперь уже можно подумать о
своих делах и интересах, дорогие родители!
Легкое привыкание
Часто дети сами хотят пойти в детский сад. А как быть с теми, кто отнюдь не горит желанием туда отправиться? Что ж, сделать привыкание к детскому саду относительно легким можно и в этом случае.
Разговор о детском садике лучше начинать задолго до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья и фантазий, чтобы избежать разочарований).
В вашем дворе или у подруг наверняка найдутся дети, которые уже ходят в детский сад. Познакомьте их с вашим малышом, пусть «опытные» детки поделятся своими садовскими впечатлениями. Можно сыграть и на желании большинства детей «вырасти»:
«когда ты подрастешь, ты тоже будешь ходить в детский сад». Этот этап взросления можно отметить каким-нибудь дополнительным плюсом: например, разрешить новоиспеченному детсадовцу ложиться на 15 минут позже или самому выбирать, в чем идти в детский сад.
Мама может помочь и привыканию более или менее казенной обстановке. Сегодня многие воспитатели охотно позволяют родителям провести с ребенком в группе около часа. Хорошо, если вы сами сможете показать малышу его место за столом, кроватку, туалет. И, конечно, игрушки со словами восхищения: как много, какие интересные. В садик можно взять и свою игрушку или книжку, и это будет частичкой дома в пока еще чужом месте.
КАК ПОДГОТОВИТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ
ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться, поэтому забота взрослых
по развитию такого ребенка должна быть, прежде всего направлена на развитие желания общаться и развитие коммуникативных навыков.
Замкнутость ребенка выступает в поведении достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте так предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость общий сниженный фон настроения, ухудшения аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (переезд на дачу, поездка в гости и т.п).
для замкнутых детей характеры также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.
Как правило, замкнутый ребенок очень привязан к матери и очень болезненно переносит даже не продолжительное ее отсутствие.
При общение с замкнутым ребенком:
Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективного общающегося человека. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания плохо сказываются на адаптации ребенка. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную система! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Маленький ребенок способен выражать множество эмоций: удивление, радость, страх, восторг и др. Эмоциональное поведение малыша имеет ряд особенностей, отличающих его от детей старшего возраста и тем более взрослых.
- Эмоции у маленьких детей очень неустойчивы (улыбка моментально может смениться слезами), ребенок еще не умеет их скрывать и контролировать; эмоции возникают спонтанно, и, соответственно, ребенок ведет себя импульсивно.
- Малыш эмоционально живет в настоящем, немедленно реагируя на текущие события
- Эмоции ребенка привязаны к ситуациям. Он сильно переживает по поводу ухода мамы, но потом может легко заинтересоваться новой игрушкой.
- Ребенка пока очень сложно обозначить словами свои переживания.
- Эмоции маленького ребенка ярки и часто противоречивы. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации выбора: из двух предложенных игрушек после некоторых колебаний он выбирает одну и через 1-2 минуты уже жаждет с другой. Сделать выбор ребенку в этом возрасте еще чрезвычайно трудно.
- Наиболее яркие эмоциональные переживания случаются у ребенка по поводу удовлетворения непосредственных желаний. Чем больше трудностей при их выполнений, тем сильнее эмоциональная вспышка, особенно если малыш хотел выполнить что-либо самостоятельно. В это момент ему нужна поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать возможность выразить свои отрицательные эмоции, это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные вспышки малыша, случившийся не к месту и не вовремя. Типичный пример: мама с ребенком входят в метро, тот, видя, что все места заняты, начинает капризничать и требовать себе отдельное место. Мать спокойно говорит, что, поскольку свободных мест нет, можно сесть на пол. Ребенок от неожиданности резко прекращает « показательные выступления».
- Особый источник как положительных, так и отрицательных эмоций – общение со сверстниками. В 2 года ребенок еще насторожен при приближении сверстников, а в 3 года дети могут заражаться эмоциями друг друга: прыгать, визжать, хохотать и пр. Также ребенок может стремиться к общению со сверстниками и в то же время испытывать неуверенность при непосредственном контакте с ними.
- Маленькому ребенку в этом возрасте еще очень трудно адекватно реагировать на эмоции других людей. Общаясь с детьми, ребенок руководствуется только своими желаниями, не учитывая желания другого. Он не может еще проявлять сопереживание и сочувствие.
ОТДЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
«Не хочу спать, а хочу играть»
«Хочу», «не хочу» - в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.
Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего, потому что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее «избавится». Так же маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.
Правила поведения родителей в данной ситуации
- Дайте ребенку возможность закончить игру.
- Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, совместной пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей и предметов).
- Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
- Позвольте ребенку самостоятельно совершить любые посильные ему подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.)
- Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки и суеты.
- Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.)
- Если ребенок без вас не засыпает. Побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научиться засыпать без взрослых.
«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»
Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.
Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.
- Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком. А ребенок – ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они должны одинаково хорошо.
- Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
- Придерживайтесь каких-либо выработанных совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.)
- Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда, не нарушайте обещание, в противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
- Обсудите с ребенком, чем будете заниматься, когда вернетесь за ним, - приятные ожидания улучшают эмоциональное тяжелое состояние ребенка.
Здоровьесберегающие технологии
Особенности адаптационного периода детей раннего возраста.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап его жизни.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Под острая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического. По сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Задачи воспитания
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование знаний, умений и навыков у детей младшего возраста, необходимо эту работу планировать. Планирование я осуществляла в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методов, приёмов и форм организации детской жизни я отбирала в соответствии с задачами реализуемой программы. «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С Комаровой. М.А.Васильевой. Издание 3-е исправленное и дополненное 2012г. «От рождения до школы».
В современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков и оно начинается очень рано, формирование этих навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп
Список используемой литературы
- «Ранний возраст» М.Д. Маханева, С.В. Рещекова методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятие с детьми от 1 до 3х лет»
- Адаптация детей раненого возраста к условиям ДОУ. Л.В. Белкина
- Дошкольное воспитание и развитие «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3х лет средствами кукольного театра» Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович 2007г.
- Программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой издание 3-е исправленное и дополненное 2012г.
- Е.Ю.Конина «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект – Айрис - пресс, 2007г.
- Т. Смирнова «Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
- В.А. Ананьев «Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000-58с.