Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
В стране снежной королевы
Цель: закрепить знания детей об особенностях времен года, развивать речь детей в процессе игры.
Задачи:
1Образовательная: развитие фонематического слуха (учить выделять первый звук в слове), учить согласовывать прилагательные с именами существительными, делить слова на слоги.
2. Развивающая: развитие речи детей, развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, умения слушать и выполнять команды.
3. Воспитательная: воспитывать у детей любознательность , любовь к природе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Оборудование: Весна , Снежной королевы, домик с одной стороны оформлен как зима , с другой как весна, картинки с одеждой, запись музыки, картинки со словами на звук С обручи, знаковые символы.
Предварительная работа:
Прочитать сказку «Снежная королева», сказку «Цветик семицветик», выучить стихотворение о зиме, выучить весеннюю за кличку
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Давайте вместе его прочитаем.
Письмо:
Дорогие ребята!
Обращаюсь я к вам за помощью. Заточила меня в огромном замке в Лапландии злая королева. Прошу вас о помощи.
Ваша Весна.
Воспитатель: Ребята, нас о помощи просит весна. Поможем весне?
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, из какой сказки злая королева, которая живет в Лапландии?
Дети: Снежная королева
Воспитатель: Кто знает, где находиться Лапландия?
Дети: На север
Воспитатель: На севере всегда зима. И у нас зима была в гостях. А какая она была?
Дети: холодная, вьюжная, морозная, снежная, белая, красивая, долгая, лютая, длинная
Воспитатель: На севере очень холодно, круглый год лежит снег. Давайте выберем себе одежду. (Разложены карточки с картинками разной одежды, дети должны выбрать картинку с зимней одеждой, воспитатель проверяет правильность выбора карточек)
Воспитатель: Давайте посмотрим, все ли оделись по погоде?
Воспитатель: А теперь надо назвать одежду, которую вы выбрали и выделить первый звук в названии выбранной вами одежды.
Дети: Выбирают одежду и называют первый звук
Воспитатель: Итак, мы отправимся во дворец Снежной королевы. А как вы думаете, из чего сделан дворец у Снежной королевы?
Дети: Из льда
Воспитатель: Aкакой лед?
Дети: Хрупкий, прозрачный, холодный, скользкий, зеркальный.
Воспитатель: Чтобы отправится в путешествие необходимо выбрать, на чем мы туда доедем. Какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Называют виды транспорта.
Воспитатель: помните там много снега, значит, автомобиль туда не доедет, рельсов там нет, все занесено снегом. А на чем можно отправиться на север?
Дети: На оленях
Воспитатель: Итак запряжем оленей в упряжку и отправимся в путь .
Звучит музыка и дети бегут по кругу, изображая оленей.
Воспитатель: Мы приехали в заснеженный край , здесь очень холодно погреем руки(разогреваем руки, щеки, лоб).
Воспитатель: Я замерзла, поиграем (физкульт минутка с движением)
Мы теперь метатели (взяли в руку снежок)
Бьём по неприятелю
Замахнулись рукой (круговое движение рукой назад)
Бросок (вперед)
Прямо в цель летит снежок
Воспитатель: Посмотрите, дворец Снежной королевы. Но она не хочет отдавать Весну пока мы не выполним ее задание.
Первое задание:
Воспитатель: Отгадайте, какое слово лишнее и почему?
-мороз, жара, холод , стужа
-санки, коньки, велосипед, снегоход
-шуба, валенки, шапка, панама
-снег, снеговик, мороз, снегопад.
На наборном полотне выставлены разные картинки
Воспитатель: Любимый звук Снежной королевы С. Снежная королева любит и снежные слова на звук С. Выбрать из картинок те, название которых начинается на звук С. Дети выбирают картинки.
Теперь нужно назвать слово, определить сколько частей в вашем слове и положить картинку в нужный домик. ( В обручах уже лежат домики, соответствующие количеству слогов)
Дети: снег, снежинка, сугроб, снеговик, Снегурочка, снегопад, снежки, снегирь, снегоход
Снежная королева отдаст весну, если мы выполним последнее задание. Надо вспомнить стихотворение о зиме. Вам помогут картинки.
Воспитатель берет картинки и случайно роняет их. Поднимает и расставляет в беспорядке.
Воспитатель: Я забыла стихотворение .Кто может расставить картинки? Помогите мне.(дети по строчке читают стихотворение и ставят соответствующую картинку, затем читают стихотворение хором)
Стихотворение:
Наконец пришла зима,
Стали белыми дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метёт,
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах,
И играем все в снежки!
Воспитатель: Снежная королева возвращает нам весну.
Воспитатель: А как вы думаете, какая весна молодая или старая?
Дети: молодая
Воспитатель: Почему?
Дети: все расцветает весной, природа возрождается
Воспитатель: Весна приходит с юга или с севера?
Дети: с юга
Воспитатель: Почему?
Дети: становится тепло
Воспитатель: Как вы весну себе представляете?
Дети: Молодая, теплая, красивая, зеленая, на голове венок из листьев, платье в цвета
Показать картинку весны
Воспитатель: Вы молодцы, вы спасли весну. Теперь нам пора домой. Но домой надо вернуться очень быстро. За то, что вы спасли весну ,она дарит нам волшебный цветик семицветик. Мы закроем глаза и произнесем волшебные слова, отрывая один лепесток.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели чтоб мы оказались в детском саду.
Воспитатель: Дети закрывают глаза и произносят текст. В это время воспитатель убирает дворец Снежной королевы и ставит картинку весны.
Воспитатель: Весна мы рада, что ты с нами. Давайте споем песню для весны.
Ой бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой вода, ой вода,
Нету снега, нету льда,
Прилетели журавли,
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы
Мы весняночку поем
Весну красную зовем
Ой поем, ой поем,
Весну красную завем