Учебно-методическое пособие
Нетрадиционные техники рисования для детей
младшего и среднего дошкольного возраста
Зубарева Людмила Васильевна
воспитатель средней группы
ГБДОУ №1 детский сад «Теремок»
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Рисование является одним из самых любимых видов деятельности большинства дошкольников. В рисунке ребенок отражает свои впечатления об окружающем, выражает свое отношение к нему. Яркие краски дают детям приятные ощущения. Изобразительная деятельность необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. К ней не надо принуждать, но нужно поддерживать и стимулировать детей. Важно создавать новую ситуацию, чтобы дети могли применять усвоенные знания, умения, навыки, но и искали новые решения, творческие подходы. Хорошо использовать разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами, которые привлекают простотой и доступностью. Появляется возможность использовать знакомые предметы в качестве художественных материалов. Это способствует общему психическому развитию ребенка, так как главным является не рисунок, а формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Основная часть.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, помогают развивать у детей оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику рук, самостоятельность, а самое главное учат самовыражаться.
Нетрадиционным техникам рисования обучаем с младшего возраста, постепенно усложняя их.
В младшего дошкольном возрасте используем:
- рисование пальчиками
Возраст: от двух лет
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
- тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: любой.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата.
Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
- рисование ладошками
Возраст: от трех лет
Материалы: гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
- рисование ватными палочками
В среднем дошкольном возрасте знакомим с более сложными техниками:
- оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- оттиск пробкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
- печать по трафарету
Возраст: от четырех лет
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон
Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
- свеча и акварель
Возраст: от четырех лет
Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается не закрашенным.
- набрызг
Возраст: от пяти лет
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд
Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.
- рисование пластилином
На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.
- тычкование
- рисование под плёнкой
- рисование сыпучими блёсками
- рисование на ткани
- кляксография обычная
Одной из моих последних работ по нетрадиционной технике рисования в средней группе была тема: "Букет для мамы".
Цель работы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками рисования:
2. Продолжать учить работать кисточкой и гуашевыми красками.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
4. Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
5. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
6. Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы.
Материалы:
блюдечки с гуашью желтого, красного, зеленого и синего цветов;
тонированные набрызгом листы бумаги;
клеенка на стол;
средняя кисть для рисования;
подушечка из поролона в форме листочка;
листы тонкой бумаги для сминания;
трафареты из картона «Ваза»;
салфетки и тряпочки для вытирания рук и кисточек.
Нетрадиционные техники:
оттиск смятой бумагой, набрызг, печать по трафарету, оттиск поролоном.
Итогом этой работы стали яркие, выразительные поздравительные открытки для любимых мам (см. Приложение).
Рисование с использованием нетрадиционных методов оказалось для детей увлекательным, вызвало желание еще и еще рисовать. В процессе творчества дети получили множество положительных эмоций.
Заключение.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Список литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012
2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий - СПб: КАРО, 2010
4. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб: КАРО, 2009
Приложение.
1. Нетрадиционные техники рисования: «Букет для мамы»
2. Мои работы с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования. Презентация.