Статья
Организация проекта на гуманистически направленную деятельность в детском саду
Шевелёва Татьяна Ивановна,
воспитатель первой категории
ГБДОУ детский сад №64 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Проект работы направленный на развитие у детей умения взаимодействовать со сверстниками в коллективной деятельности.
Название проекта: «Друг в беде не бросит».
Цель проекта:
Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
Задачи проекта:
1. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
2. Формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим его людям.
Актуальность проекта:
Основной путь социально – нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения.
1. Показателем социально – нравственного развития ребёнка является его умение устанавливать положительные отношения со сверстниками в детском саду.
2. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает лучше понимать других, активно проявлять заботу, внимание, желание помочь.
3. Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие.
4. Понимание, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребёнок общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнёром в игре.
Теоретические основы проекта составляют:
- современные исследования по дошкольной педагогике о социально – эмоциональном развитии дошкольников в детском саду (Т.И.Бабаева);
- исследования по дошкольной педагогике о старших дошкольниках в общении со взрослыми и сверстниками (Т.И.Бабаева).
Задачи педагога:
- обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей;
- учить видеть и определять характер отношений определённого человека к другим людям, и дать ему моральную оценку;
- важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
Этапы реализации проекта и примерные образовательные ситуации для работы с детьми.
1 этап Ход НОД
2 этап Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»
3 этап Задание детям
4 этап Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Советы Светлячка».
5 этап Упражнение «Помоги другу».
6 этап Игра «Весёлая смесь».
1. Ход непосредственно-организованной деятельности:
Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть с героями мультфильма их любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б.Савельева (из мультфильма «Димка и Тимка»).
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или полночь
Друг придёт на помощь –
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надёжных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Далее детям предлагается послушать рассказ Л.Толстого «Два товарища».
«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего: он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?».
«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
2. Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу».
В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям».
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже,
Ты ничуть не огорчён –
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
- Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?
- Как правильно нужно поступить в этой ситуации?
3. Задание детям.
- Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?
- Как помочь стать добрее, внимательнее?
4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.
«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошёл к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».
Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого – либо из детей.
Советы Светлячка:
- не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна;
- другу всегда помогайте, друга всегда выручайте;
- нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию;
- добрые дела всегда нужны и приятны людям.
5. Упражнение « Помоги другу».
Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подошла к концу, Ваня нечаянно пролил краску на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать…»
- Вам жалко Ваню?
- Можно ли ему помочь?
- Каким образом?
Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный обыгрывается.
6. Игра « Весёлая смесь».
Приготовьте много картинок (карточек) размером 10 на 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну – кляксе основного цвета. Картинок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положить закрытые (перевёрнутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую – из красного с жёлтым, или зелёную – из жёлтого и синего, или фиолетовую – из красного и синего). Каждый ребёнок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и жёлтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.
Если каким-то детям ещё трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображённая на карточке, лежащей посередине стола.