Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности развития словаря детей третьего года жизни

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Одним из разделов работы по развитию речи является: « Лексическое развитие детей раннего и дошкольного возраста».

Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или наоборот неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр.

         С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятия, мышления, воображения, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

         Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л.С.Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

         В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

         Развитие словаря у ребёнка раннего возраста происходит как в направлении предметной соотнесённости слова, так и в направлении развития значения слова. В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. Развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому.

         На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и д.р.)

         Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника, рукава, карман, пуговицы, петли у платья и т.п.), формы предметов (шар, кубик, кирпичики), вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь детей слова, обозначающие величину и цвет, а так же обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.).

         Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (например: чашки, тарелки, кастрюли – это посуда).

         Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

         Речь детей быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

         Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса (с 2-х до 3-х лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает  значительно медленнее и относительно равномерно). К 3-м годам словарь ребенка достигает 100-1200 слов. В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

         Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Особенно быстро увеличивается число существительных, медленнее растет число используемых прилагательных.

          Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре ребенка третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

         Данные, которые приведены выше, свидетельствуют о том, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

         Однако, важно не количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, представляющее грандиозную  сложность. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным  единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушка, одежда). Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления.

         Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования словаря детей раннего возраста:

 -  быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие.

-   дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом.

   Методы и приемы обогащения словаря детей раннего возраста

         Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Методы накопления содержания детской речи.

1.     Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различия и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова  разной степени обобщения. Выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

2.     Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать, рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

3.     Художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями. Пр.

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря.

1. Рассматривание игрушек. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети добыли в жизни опытным путем, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е.И.Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, бельё и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

2. Рассматривание картин знакомого содержания, которое  направленно на уточнение детских представлений и словаря. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи.

3.  Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.  В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: “Магазин», «Парные картинки», «Чудесный мешочек» и др.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

·        Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

·        Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

·        Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

·        Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.

·        Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные вопросы могут быть констатирующими : (Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?)  и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями  (Почему? Зачем?  Чем похожи?). Вопросы используются во всех методах речевого развития.

         Наглядные приемы – показ иллюстрированного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

         Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей.

         Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Используемая литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.  2000

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 – 7 лет. – М.. 1999

Стародубова Н.А. Теория и методика развития р56ечи дошкольников – М.. 2008

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.. 2009

Ушакова О.С. Программа по развитию речи детей  - М., 2009

 

 

 

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов .Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать детей выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от детей  точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Очень важно, чтобы уже в младшем дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

  Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

 Методические приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

 На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

 Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения, мнемотаблицы( последовательность умывания, последовательность одевания и раздевания ко сну и к прогулке, сервировке стола к кормлению). Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков могут привести их к быстрой утрате.

Комплекс игр направленных на формирование культурно- гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены.

Дидактическая игра: "Умывалочка"         

Цель: учить ребенка мыть руки , используя приёмы « мыльные перчатки»,

Оборудование: зеркало, полотенце

Дидактическая игра: "Почистим зубки"  

Цель: учить ребенка чистить зубы.          

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Дидактическая игра: "Фонтанчики"        

Цель: учить ребенка полоскать рот.         

Оборудование: стакан.

Дидактическая игра: "Кукла заболела:" Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, носовые платки.

Дидактическая игра:«Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.           

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Дидактическая  игра: «Мыльные перчатки. Пузырики»          

Цель:учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.        

Оборудование: туалетное мыло

Дидактическая игра: «Носики-курносики"        

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.       

Оборудование :индивидуальные носовые платки.

Дидактическая игра: «Кукла Маша обедает»     

Цель: закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения во время еды.        

Оборудование: Кукла, стол, детская посуда

Список литературы:

Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11/. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещения.

 Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.

 Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

 Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

 Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. - 2008-№

 Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Особенности развития словаря детей третьего года жизни.

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Одним из разделов работы по развитию речи является: « Лексическое развитие детей раннего и дошкольного возраста».

Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего, нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженный или наоборот неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр.

         С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятия, мышления, воображения, памяти. Поэтому задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

         Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л.С.Выготского, В.В. Гербовой, В.А. Крутецкого, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

         В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

         Развитие словаря у ребёнка раннего возраста происходит как в направлении предметной соотнесённости слова, так и в направлении развития значения слова. В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. Развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому.

         На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и д.р.)

         Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника, рукава, карман, пуговицы, петли у платья и т.п.), формы предметов (шар, кубик, кирпичики), вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь детей слова, обозначающие величину и цвет, а так же обозначения некоторых физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.).

         Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом (например: чашки, тарелки, кастрюли – это посуда).

         Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

         Речь детей быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

         Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса (с 2-х до 3-х лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает  значительно медленнее и относительно равномерно). К 3-м годам словарь ребенка достигает 100-1200 слов. В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

         Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Особенно быстро увеличивается число существительных, медленнее растет число используемых прилагательных.

          Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре ребенка третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

         Данные, которые приведены выше, свидетельствуют о том, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

         Однако, важно не количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, представляющее грандиозную  сложность. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным  единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушка, одежда). Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления.

         Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования словаря детей раннего возраста:

 -  быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие.

-   дифференцировка групп предметов и обозначение их одним словом.

   Методы и приемы обогащения словаря детей раннего возраста

         Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Методы накопления содержания детской речи.

1.     Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различия и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова  разной степени обобщения. Выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

2.     Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать, рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

3.     Художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями. Пр.

Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря.

1. Рассматривание игрушек. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети добыли в жизни опытным путем, и для обусловленных этими представлениями словесных форм. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е.И.Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, бельё и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

2. Рассматривание картин знакомого содержания, которое  направленно на уточнение детских представлений и словаря. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи.

3.  Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях.  В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: “Магазин», «Парные картинки», «Чудесный мешочек» и др.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

·        Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

·        Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

·        Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

·        Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.

·        Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные вопросы могут быть констатирующими : (Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?)  и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями  (Почему? Зачем?  Чем похожи?). Вопросы используются во всех методах речевого развития.

         Наглядные приемы – показ иллюстрированного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

         Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей.

         Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Используемая литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.  2000

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 – 7 лет. – М.. 1999

Стародубова Н.А. Теория и методика развития р56ечи дошкольников – М.. 2008

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.. 2009

Ушакова О.С. Программа по развитию речи детей  - М., 2009

 

 

 

 

 

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов .Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать детей выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от детей  точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Очень важно, чтобы уже в младшем дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

  Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

 Методические приёмы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.

 На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

 Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения, мнемотаблицы( последовательность умывания, последовательность одевания и раздевания ко сну и к прогулке, сервировке стола к кормлению). Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков могут привести их к быстрой утрате.

Комплекс игр направленных на формирование культурно- гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены.

Дидактическая игра: "Умывалочка"         

Цель: учить ребенка мыть руки , используя приёмы « мыльные перчатки»,

Оборудование: зеркало, полотенце

Дидактическая игра: "Почистим зубки"  

Цель: учить ребенка чистить зубы.          

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Дидактическая игра: "Фонтанчики"        

Цель: учить ребенка полоскать рот.         

Оборудование: стакан.

Дидактическая игра: "Кукла заболела:" Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, носовые платки.

Дидактическая игра:«Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.           

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Дидактическая  игра: «Мыльные перчатки. Пузырики»          

Цель:учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.        

Оборудование: туалетное мыло

Дидактическая игра: «Носики-курносики"        

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.       

Оборудование :индивидуальные носовые платки.

Дидактическая игра: «Кукла Маша обедает»     

Цель: закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения во время еды.        

Оборудование: Кукла, стол, детская посуда

Список литературы:

Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11/. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещения.

 Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.

 Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

 Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

 Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. - 2008-№

 Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

           

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»