Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Перелетные птицы
Еремеева Наталья Викторовна,
воспитатель 1 категории
ГБОУ СОШ №806 дошкольное отделение №7 г. Москвы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:картинки перелетных птиц;картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды); аудиозапись с голосами птиц.
Подготовка к занятию:
· Выставка детских рисунков «Перелетные птицы».
· Рисование перелетных птиц и составление описательных рассказов.
· Разучивание стихотворений, потешек, загадок.
· Чтение произведений.
· Наблюдение за птицами на прогулке.
· Конкурс на лучшего рассказчика о перелетных птицах.
Ход занятия.
На доске прикреплены картинки с изображением птиц.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О перелетных птицах).
Воспитатель загадывает загадки. Когда дети отгадывают загадки, выставляются иллюстрации с изображением перелетных птиц и прослушивается аудиозапись с пением птиц.
Загадки
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там, то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей. (грач)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец. (скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
- А, как называются птицы, которых вы отгадали в загадках? (Перелетные).
- Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края).
- А почему же они улетают в теплые края? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод.
Пальчиковая гимнастика “Ласточка”.
На каждою строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну - красну.
Воспитатель. Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки)
- Какой хвост у ласточки? (раздвоенный).
- Какие крылья у ласточки? (широкие).
- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Воспитатель говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы: кукушка, ласточка, скворец, соловей, грач, цапля, журавль, аист.
Физкультминутка «Птички»
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.
Игра «Нелепицы»:
Воспитатель.Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
Подведение итогов. Обобщение материала.
Воспитатель.На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается. Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.