Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-речевое направление.
О.О. Познание. Формирование целостной картины мира.
«К нам весна шагает быстрыми шагами».
Составители - воспитатели БГДОУ №27 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Морозова Ирина Анатольевна, Мумолина Людмила Александровна.
Актуальность. Чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени - экологическое воспитание и образование детей. Только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Цель. Способствовать становлению понимания и переживания ребенком своего единства и неразделимой связи с природой. Развивать экологическое сознание и познавательные способности. Дать представление о том, как человек передает свое эмоциональное отношение к природе, используя средства выражения: музыку, литературу.
Задачи.
• Вызвать у детей желание получать удовлетворение от совместной познавательной деятельности с детьми и взрослыми при наблюдении, обсуждении увиденного.
• Учить детей устанавливать причинно следственные связи живой и не живой природы, понимать роль человека в их сохранении, замечать последовательность сезонных изменений в природе.
• Систематизировать знания детей о классе птиц, насекомых, растений.
• Познакомить с народными приметами весной, народным календарем.
• Активизировать речь детей за счет родовых и видовых понятий, отражать в речи разнообразие свойств окружающих предметов, связно и последовательно обосновывать свой ответ.
• Учить детей публично читать стихи наизусть, передавать свои переживания голосом, мимикой, жестом.
• Развивать у детей представления о эмоциональных состояниях, чувствах, опыт слушать музыку, понимать ее характер, испытывать гордость за достижения россиян, любить малую и большую Родину.
Интеграция областей.
Образовательная область. « Коммуникация»
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи пролетели». Составление рассказа «Весна», используя мнемотаблицу. Составление рассказа «Бабочка», используя системный оператор (ТРИЗ). Словесные игры по теме «Весна». Составление и разгадывание загадок о птицах, насекомых, первоцветах. Решение кроссвордов по теме «Пришла весна».
Образовательная область. «Познание
Наблюдения в природе: за насекомыми, состоянием погоды, температурой воздуха, птицами, деревьями, первоцветами. Рассматривание иллюстраций о весне, используя методические пособия. Рассматривание живого объекта (гусеница, птица), используя «Временную дорожку» (ТРИЗ). Рассматривание объекта «Птица», используя Системный оператор (ТРИЗ). Беседы по темам: «Всемирный день Земли», «Никто не забыт, нечто не забыто». Выращивание рассады цветов. Экспериментирование - наблюдение за развитием почек на ветках березы, вербы, черемухи. Просмотр презентаций «Весна. Первоцветы», «Цветущие сады».
Образовательная область. «Социализация»
Инсценировка стихотворения «Медвежонок» В. Шуграева. Игра с движениями «Этот странный дом без окон…» Э. Успенский, словесная игра « Если я пойду в лесок…».
Образовательная область. «Чтение художественной литературы»
Чтение глав из книг Т.А. Шорыгиной «Птицы. Какие они?», «Деревья. Какие они?»,
Цветы. Какие они?», «Насекомые .Какие они?», разучивание стихов: В.Степанова «Радуга», С. Маршак «Весенняя песня», С. Михалков «День Родины», стихи
Т. Шорыгиной «Голоса цветов», «Села на лавочку…», «Я - большой мохнатый шмель…».
Образовательная область. «Музыка»
Хоровод «Ай да березка» сл. Ж. Агаджановой муз. Т Попатенко. Прослушивание музыкальных произведений «Песня жаворонка» П.И. Чайковский, «Времена года» В.А. Моцарт, звукозаписи «Звуки природы».
Материал.
Игровые персонажи (дети) жук, бабочка, ласточка, березка, весенние месяца.
Мультимедиа-проектор, экран, ноутбук.
Звукозапись «Времена года» В.А. Моцарт (шумовые наложения: дождь, гроза, пение птиц)
Игра с движением «Этот странный дом…», хоровод «Ай да березка».
Презентация «К нам весна шагает быстрыми шагами…».
Организованная деятельность.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. А поможет нам в этом «Чудесный экран». Слайд №2
Порядок свой имеет все на свете.
Недавно зиму мы встречали дети.
Была она хозяйкою на славу,
Поля укутала, дубравы
Но вот на смену ей пришла весна,
Природа в мире снова ожила. Слайд №3
Март. Входит и читает стихи.
«Здравствуй, матушка весна.
Отворяй-ка ворота
Первый март пришел
Белый снег сошел…»
Март. У меня, ребята, есть второе имя. Я март - протальник.
Почему меня так назвали?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята хотят о тебе рассказать стихотворение.
«Снег теперь уже не тот
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед
Буд-то раскололи. Слайд №4
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей Слайд №5
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем Слайд №6
Стежки и дорожки
И на вербе серебром
Светятся сережки».
Воспитатель. В марте оживают деревья, кустарники.
Слайд №7
Дети. Читают стихи.
«Выбрались из почек первые листочки
Радуются солнцу, не поймут со сна:
Неужели это, неужели лето?
Нет еще не лето, но уже весна…»
Воспитатель. Какие праздники народ отмечает в марте?
Ответы детей.
Воспитатель. Март, а ты приготовил для нас загадки?
Март. Солнце греет у порога
и растаяли сугробы.
Потекли рекой ручьи.
Прилетели к нам… (грачи) Слайд №8
Воспитатель.17марта по народному календарю, праздник - «Грачевник»
Коли грачи на гнездо летят - дружная весна.
Март – время прилета птиц.
Загадка. Из далеких стран вернулся я,
чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла, зиме конец,
Пел у скворечника - …….(скворец) Слайд №9
Воспитатель. Март, загадай-ка ребятам еще загадки о птицах, которые приносят весну.
Март. «Он весной поет красиво, звонко, весело, игриво.
Угадайте, поскорей, что за птица …(соловей) Слайд №10
«Высоко над облаками, над полями, над лугами.
Словно выпорхнув спросонок песнь заводит … (жаворонок).
Ласточка. Вылетает. А про меня забыли? Это я.
Слайд №11
Дети. Читает стихотворение .
«Милая певунья
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живой
«Я весну и солнце
Принесла с собой».
Апрель. Выходит. «Я апрель отворяй окно и дверь».
Мое второе имя водолей-цветень. Почему меня так назвали?
Ответы детей.
Слайд. №12
Воспитатель. Апрель, послушай, какой случай произошел в твоем лесу.
Дети инсценируют стихотворение «Сосульки со звоном роняет капель…»
Воспитатель. Дети обратите внимание, что появилось на нашем экране. Сейчас Настя расскажет, что с ней произошло в лесу.
Слайд №13.
Дети. Чтение стихотворения «Голоса цветов»
«Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца отрада
Украшение родимой земли».
Воспитатель. О чем нам напоминает это стихотворение?
Ответы детей.
Слайд №14.
Воспитатель .22 апреля жители нашей планеты отмечают праздник «Всемирный день Земли». В этот день напоминают людям, что природу надо беречь. Давайте поиграем в игру «Если я пойду в лесок». Правила: если я выполняю правильные действия, то вы говорите:- « Да», если я выполняю не правильные действия, то вы говорите:- « Нет». Если я приду в лесок и сорву ромашку.
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если птенчика найду и домой возьму я?
Если разведу костер, а тушить забуду?
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Если мусор уберу, банку закопаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Воспитатель. Обратите внимание, какие нежные хрупкие цветы появляются на проталинках.
Слайд №15
Слайд №16
Дети. Чтение стихотворения.
«Расколол ледок маленький подснежник
И расцвел цветок беленький и нежный».
«Гнезда вьют лесные птицы,
Заливаются, звенят.
Искры синей медуницы
Под деревьями горят».
Дети называют названия цветов.
Воспитатель. Читает стихотворение.
«Лиловые хохлатки
Весною расцвели,
И за нектаром сладким
К цветам летят шмели»
Слайд №17
Шмель. Выбегает ребенок «шмель». Читает стихотворение .
«Я большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу,
Над полянкою кружу,
Яркий выберу цветок-
Буду пить душистый сок».
Воспитатель. Дети давайте поиграем со шмелем.
Игра «Этот странный дом без окон…»
Слайд №18
Бабочка. Прилетает бабочка, читает стихотворение.
«Села на лавочку
Первая бабочка.
-Теплая лавка!
А где же травка?
Где же цветочки?
Она оглянулась:
-Я рано проснулась!
На лужицах лед,
Но солнце печет,
Журчит ручеек-
Чудесный денек».
Май. Выходит, говорит: - «А уж как пришел май ,солнце в терем запускай».
Май - «Мое второе имя – травень».
Воспитатель. 1мая по народному календарю-Козьма. Первые грозы, зеленеют березы.
Слайд №19
Май. Обращается к девочке:
«Березка белая
Сарафан надела.
Кудри завила.
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа».
Май. «Березонька-красавица русских полей.
Порадуй березонька, наших детей!
Дети. « Хоровод мы заведем,
Песню про березоньку споем».
«Ай, да, березка». Хоровод.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Дети, давайте полюбуемся на цветущие в мае сады.
Фонограмма «Времена года» В.А. Моцарт (шумовые эффекты) Слайд №20 по №30
Воспитатель. Прогулка закончилась. Дети, вы так внимательно слушали музыку. Что произошло во время прогулке?
Ответы детей.
Слайд №31
Дети. Читают стихотворение. «По пригорку шли весна…»
Слайд №32
Воспитатель. Много лет назад, в такой же майский день, русский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Люди помнят и преклоняются перед героями, свершившими великий подвиг.
Заставка №33 №34 памятник
Дети. Читают стихотворение «Не забыть нам этой даты…»
Воспитатель.
Порядок свой имеет все на свете:
Недавно мы весну встречали, дети,
Была она хозяйкою на славу!
Поля зазеленели и дубравы.
Природа словно к празднику одета,
Теперь пришло весне на смену лето.
Слайд №35
Воспитатель. Весна приготовила для вас подарок. Это раскраски. Выполнив задания, мы организуем выставку «Порадуем весну».
Литература.
Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?», «Деревья. Какие они?»,
Цветы. Какие они?», «Насекомые. Какие они?»,
Степанова В. «Радуга»,
Маршак С. Я. «Весенняя песня»,
Михалков С. В. «День Родины»
Шорыгина Т. А. «Голоса цветов», «Села на лавочку…», «Я - большой мохнатый шмель».
Сидорчук Т.А., Ардашева Н.И., Гуткович И. Я., Костракова И.М. «Истории про…».
Шрагина Л. И., «Логика воображения».
Гамберг Ю. Г. «Как научить ребенка думать».