Работа с родителями по сенсорному развитию детей раннего возраста и дошкольников
Бужин Надежда Эдуардовна
Быть родителями - одно из самых важных занятий в мире. Именно родители становятся первыми и самыми лучшими воспитателями. Любовь, понимание понятия « детство», знание каждого периода развития ребенка делают ребенка счастливым. Ж. Ж. Руссо сказал « Любите детство: будьте внимательны к играм и забавам ребенка, к его милому инстинкту».
Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести « психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь.
Ребенок - это большой маленький исследователь. Он наделен такими возможностями, которые есть только у ребенка. Он всем телом впитывает в себя всю информацию, как губка. У него есть внутренние помощники, которые помогают ребенку развиваться. Главное - создать определенную среду и свободу выбора в ней, чтобы ребенок мог себя в ней познать.
Взрослые должны знать о сензитивных периодах, периодах особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности. Каждая черта характера ребенка наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
Один из сензитивных периодов - это чувствительность к порядку, в мире предметов, времени, во взаимоотношении. Этот период длится до 3-4 лет. Именно в этом возрасте ребенок понимает, что у каждой вещи есть свое место. Если ребенок ходит в сад, то педагог воспитывает у ребенка в игровой форме убирать игрушки на свое место, одеваться в определенном порядке, красиво вешать свою одежду и т. д. Соблюдая режим дня - ребенок учится ориентироваться во времени. Предметно - игровая деятельность - ведущая деятельность в раннем возрасте. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка. Дидактические игрушки обогащают чувственный опыт малышей, учат мыслить ребенка. Развивают у детей мелкую моторику, вызывают желание зкспериментировать, развивают память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей - основа познавательного развития.
Ребенок стремится к игре и именно игра определяет дальнейшее психическое развитие ребенка. Второй сензитивный период - движение и действие. И именно в подвижных играх ребенок учится владеть своим телом, его движения становятся более уверенными. Подвижные игры - хорошая профилактика плоскостопия, нарушения осанки и других заболеваний. Подвижная игра обеспечивает эмоциональный комфорт, стимулирует детскую фантазию, способствует формированию речи и становлению личности ребенка.
Вся жизнь малыша должна проходить в игре. Третий период-это восприятие языка и развитие речи. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, то этот малыш может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить.
Чтобы ребенок получал должное развитие с самого раннего возраста, рос уверенным в своих силах, с легкостью овладевал знаниями, взрослые должны предвидеть наступление следующего сензитивного периода. Мы должны помочь ребенку войти в наш мир. Создать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша. Окружить ребенка теплом и добротой. Открыть ребенку красоту русского слова, открыть мир звуков, красок, музыки. Давать ребенку экспериментировать, предоставить свободу его действиям, манипулировать, ощущать, познавая свойства мира.