Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы с презентацией
Страна сердца
Ковальчук Светлана Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
д/с № 46 Санкт-Петербурга
Цель: Помочь осознать собственную ценность и уникальность.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму;
2. формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни;
3. приобщать к социально-нравственным ценностям через ознакомление с малыми формами фольклора (пословицы).
Развивающие задачи:
1. развивать умения рассуждать, логически мыслить, делать выводы;
2. развивать способность чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
3. развивать коммуникативные навыки и умения, расширять словарный запас детей за счёт слов « пульс», « кровеносная система», «артерии», «вены», «капилляры», «мышечный мешочек», «кислород», «углекислый газ»;
4. продолжать развивать познавательную активность в процессе эксперимента.
Образовательные задачи:
1. закреплять знания о строении собственного тела, расширять представления о своём организме;
2. формировать представления о работе сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердца;
3. знать простейшие правила для сохранения здорового сердца;
4. закрепить и обобщить знания детей о том, что полезно и что вредно для сердца.
Оздоровительные задачи:
1.формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца;
2.формировать правильную осанку;
3.использовать игровые упражнения.
Предварительная работа:
1. чтение энциклопедии «Я познаю мир»;
2. Г.Л.Шалаева «хочу стать врачом». (говорящий градусник);
3. беседа на тему «моё сердце»;
4. рассматривание плакатов «строение тела человека»;
5. игра электронная «операция»;
6. дидактические игры «полезно и вредно», «назови по-другому».
Приоритетные образовательные области:
Познание, коммуникация.
Интеграция образовательных областей:
Здоровье, художественная литература.
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Оборудование:
- Карточки «что полезно и вредно для сердца»,
- Плакаты: «строение тела человека», «как устроен человек», «сердце», «кровеносная система».
- Шприцы 20 куб и 5 куб на каждого ребёнка,
- Груша с прозрачной гибкой трубочкой.
- Баночки с подкрашенной водой « кровь».
Список используемой литературы:
1. Г. П. Шалаева «Хочу стать врачом» издательство « Эксмо» Москва 2003 г.
2. Детская энциклопедия « тайны человека» Издательство « Астрель» 2007г.
3. «Маленький доктор» издатель Святослав Булацкий Книжный дом «Азбукварик Групп» 2013г.
4. «Почему сердце стучит, а живот урчит» Василий и Марина Ромодины, издательство « Питер» 2013г.
Использование дополнительного материала:
Интерактивный мульти продукт « мой организм» (почемучки и отчевочки) ООО «Новый диск» 2010г.
Ход
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите? Путешествие будет не обычным, а по нашему организму.
А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
День и ночь стучит оно
Будто-бы заведено
Будет плохо если вдруг
Прекратится этот стук.
Ребята, хотите побывать в стране сердца? Закрывайте глаза.
- В путешествие, друзья, приглашаю всех вас я
-организм наш очень сложен, все о нем узнать ты должен,
Части тела изучаем, как планету открываем:
Город глаз, село волос и поселок горло-нос
Показались мышцев горы, вот и легких косогоры
-ну а эта что за дверца, открываем - страна сердца!
Ну, вот мы и оказались в стране сердца. Вот оно какое. (слайд 1)
Можем ли мы увидеть сердце? Почему?
Наше сердце защищает грудная клетка, мышцы и кожа.(слайд 2).
Да увидеть сердце мы не можем, а можем его …(услышать)
Давайте послушаем сердце друг у друга. Покажите, где оно находится, слева или справа? А теперь приложите ухо к груди своего соседа и послушайте. А теперь поменяйтесь.
Что такое сердце? Это полый мышечный мешочек. Полый, значит пустой. Вот шарик он полый внутри, но наполнен воздухом.
Как вы думаете, внутри сердца есть что-то или пустое как в мешке? Да, внутри сердце не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. (слайд 3).
Сердце-это мышечный мешок, он разделён стенкой как будто на две двухэтажные квартиры, и над каждой квартирой есть своя прихожая. В левую всегда приходит кровь богатая кислородом, поэтому она алая и яркая. А в правую приходит только темная кровь с углекислым газом. Как только эти прихожие наполняются, сердце сжимается и выталкивает кровь через специальные двери в комнаты. Когда и комнаты наполняются, двери захлопываются и кровь выходит через другие выходы. Стенки левой комнаты толще и сильнее для того, чтобы как можно дальше вытолкнуть алую кровь в один длинный путь по организму. А тёмная кровь с углекислым газом куда идёт? (в легкие) Там она поменяет углекислый газ на кислород и возвратится в сердце, но не в свой домик, а в соседний. Вот и получается, что кровь все время ходит в гости из одного домика в другой. (видео).
Ребята, а с чем можно сравнить работу сердца? (с часами, насосом). Хотите провести опыт, чтобы узнать, как сердце качает кровь?
Опыт за столом.
Груша это сердце, вода-это кровь, а трубочки- это сосуды. Сжали грушу и опустили трубочку в воду, разжали кулак, кровь наполнила сердце-грушу, а теперь сжали грушу и вытолкнули воду-кровь обратно в стакан. Сделайте так несколько раз.
А теперь весёлая игра, поиграть пришла пора.
Игра с движением:
Целый день стук да стук
Раздается сердца стук
Важный орган в груди
Постоянно стучит
Влево шаг, вправо шаг
Шаг вперёд, шаг назад
Шаг немного замедлять
Постепенно ускорять
Тук-тук наше сердце стучит
Тук-тук наше сердце как часы
Тук-тук бегай, тук-тук скачи
Не нужны будут врачи.
Сердце работает всю жизнь, доставляя кровь по всем сосудам. Но сосуды все разные. Одни плотные и широкие, другие узкие и длинные. На что похожи сосуды? ( Показать карточку с наклеенными нитками). Толстые это артерии, по ним идет кровь богатая кислородом. По тоньше это вены по ним идет темная кровь с углекислым газом. Тонкие это капилляры. Они соединяют вены и артерии. Вот этот сосуд плотный и красного цвета, по нему идет кровь богатая чем? Как он называется?
вот сосуд синий, по нему идет кровь с ….. и называется он? а тонкий сосуд соединяет вену и артерию и называется?
Артерии находятся глубоко под кожей и между костями, а вены мы можем увидеть у себя на руке, они голубого цвета и просвечивают через кожу. Рассмотрите свои сосуды на запястье.
Движение крови через сердце по артериям, венам и капиллярам никогда не останавливается, и это движение называется КРОВООБРАЩЕНИЕ. (слайд4)
На нашем теле есть точки, где мы можем почувствовать биение сердца. И это биение называется ПУЛЬС. Не обязательно прикладывать ухо к груди. Можно почувствовать его на руке. На запястье. Приложите указательный и средний палец к точке на руке и посидите тихо. Пульс стучит ровно.
Ребята, а наше сердце стучит одинаково, когда мы спим или бегаем? Почему не одинаково? (когда спим медленно, а когда бегаем быстро, так как надо много кислорода) А хотите проверить так ли это? Вставайте в круг. Игра « бег» под магнитофон. Теперь еще раз приложите пальцы к запястью, чувствуете, как сердце бьется? А как нам восстановить дыхание? (походить, подышать).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ.
Что надо, чтобы сердце было здоровым? (дети говорят и вешают картинку) Только здоровое тренированное сердце перегоняет кислорода больше, чем больное, слабое. Хотите проверить?
ОПЫТ ЗА СТОЛОМ.
Дети вначале набирают в шприц 5 куб воду и переливают в баночку. А потом шприцем 10 куб и переливают в баночку и сравнивают где больше.
Наше сердце содержит кровь, то есть жизнь. Сердце сравнивается с солнцем как с центром жизни. Народ придумал много пословиц про сердце. Подумайте, как вы понимаете такую пословицу:
У человека золотое сердце.
У ребенка заболел палец, а у мамы сердце.
Ласковый взгляд, а на сердце яд.
Сердце могут называть по-разному.
СЕЙЧАС МЫ ПОИГРАЕМ В ИГРУ »СКАЖИ ПО- ДРУГОМУ»
Я бросаю мяч, а вы называете противоположное значение.
Доброе сердце-злое
Веселое-грустное
Храброе-трусливое
Здоровое-больное
Маленькое-большое
Ласковое-сердитое
Холодное-горячее
Отважное-пугливое
Любящее-ненавидящее
Жадное-щедрое
Медленное-быстрое
Одинокое-дружное
Молодцы. Скажите, что мы сегодня узнали в стране сердца?
(Как оно работает, какие сосуды есть, как почувствовать пульс, что сделать, чтобы оно было здоровым.) а что вам понравилось больше?
А теперь нам пора возвращаться в группу. Закрыли глаза. Ну, вот мы и в группе. А на память о путешествии я дарю вам сердечки.