Конспект совместной деятельности
педагога с детьми подготовительной группы
Неизведанное рядом
Мохова В.Н., воспитатель
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация»
«Познание»
«Социализация»
«Безопасность».
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цель: расширить знания детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
• Образовательные:
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Расширить знание о воздухе и его свойствах.
Расширить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Упражнять в умении рассказывать о свойствах воды связно, в логической
последовательности, с использованием наглядной схемы - мнемотаблицы.
• Коррекционно - развивающие:
Выявить умение делать логические умозаключения.
Формировать умения соотносить знаковые символы с образом.
Расширить лексический запас дошкольников.
Формировать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных).
Развивать навыки связной речи.
• Воспитательные:
Воспитывать дружеские отношения со сверстниками и взрослыми.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:
Эксперименты и исследования, проводимые на прогулке и в группе.
Беседа «Чем мы дышим?»
Рассматривание иллюстраций «Экологическое бедствие».
Игровые ситуации.
Работы: «Вертушка» - оригами, «Веер» - конструирование.
Использование технологий:
Игровых;
здоровьесберегающих;
ТРИЗ;
информационно – коммуникационных;
исследовательских.
Материалы и оборудование:
Воздушные шарики; веера из бумаги;
Плакаты; мнемотаблица с карточками.
Сумка – холодильник; весы;
3 контейнера с дольками апельсина, чеснока, горелой бумаги;
таз с водой; пустая пластмассовая бутылка.
Диск MP3; ноутбук.
Ход занятия
(Входит воспитатель с детьми)
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями!
- Сегодня я приглашаю вас посетить экспериментальную лабораторию, а что мы будем там изучать, вы узнаете, отгадав интересную загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
- Воздух!
- Мы сегодня много будем говорить о воздухе и его свойствах, и я предлагаю
составить таблицу. Я вам напомню, что в центре таблицы располагаем
рисунок того предмета, о котором мы будем говорить.
(Предложение детей).
Выставляется карточка с буквой В.
- Можем ли мы увидеть воздух?
(Ответы детей).
Выставляется карточка «зачеркнутый глаз».
- Можно потрогать воздух?
(Ответы детей).
Выставляется карточка «зачеркнутая ладошка».
- Чем пахнет воздух?
(Ответы детей).
Игра «Узнай по запаху».
- Возьмите веера и помашите ими возле своего лица. Можете назвать запах воздуха?
(Ответы детей).
- Предлагаю с закрытыми глазами определить запахи продуктов и предметов. Предлагаются контейнеры с апельсином, чесноком и горелой бумагой.
- Как вы думаете, у воздуха есть запах или он перемещает запах разных предметов?
(Дети высказывают свое мнение).
Выставляется карточка «Веер» и карточка «Зачеркнутый нос».
- Как вы думаете, воздух имеет вес?
(Дети дают свои ответы).
Игровое упражнение «Весы».
Описание: на весах взвешиваем воздушные шары.
Один надут воздухом, а другой нет.
- Какой шарик тяжелее?
- Почему? (Воздух имеет вес)
- Давайте отметим на нашей таблице карточкой это свойство.
Выставляется карточка «Гирька».
- Чтобы перейти к следующему опыту по изучению свойств воздуха,
мы вспомним, какое время года сейчас?
- Зима!
- Поговорим о воздухе за окном. Какой он по температуре?
- Холодный!
- Чем опасен холодный воздух?
(Дети отвечают).
- Как можно защититься от холодного воздуха?
(Дети отвечают).
Работа с плакатом «Зимняя одежда».
- Выбирайте одежду по сезону!
(Дети выбирают).
Игра: «Какой? Какая?»
Шапка из меха - шапка из шерсти - ботинки из кожи –
Куртка из кожи - шуба из меха - валенки из войлока -
- Кроме зимней одежды, как еще мы можем защитить наш организм от холодного воздуха?
(Дети отвечают).
- Нам тоже нужно подвигаться и согреться…
Танец – зарядка «Эй, друзья, к нам в круг вставайте ».
- Хотите, я покажу, как можно надуть шарик необычным способом?
Опыт с шариком.
Описание: из сумки – холодильника достать пустую холодную пластмассовую бутылку, надеть на её горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой.
- Что происходит? Почему шарик надувается?
(Воздух при нагревании расширяется).
- Давайте это свойство воздуха отметим карточкой!
Выставляется карточка «шар и пламя».
Рассказ «Как был изобретён первый воздушный шар».
Выставляется картинка «воздушный шар».
- А как можно теперь сдуть шарик?
(Ответы детей).
- Я предлагаю проверить это опытом.
- Воздух имеет свойство при охлаждении сжиматься,
поэтому мы наш воздушный шарик поместим в холод (сумка холодильник).
- Пока наш воздушный шарик охлаждается, давайте повторим, что вы узнали о воздухе.
(Дети перечисляют).
- Пора посмотреть, что произошло с шариком.
(Дети видят, что шар стал меньше).
- Он уменьшился! Значит, при охлаждении воздух сжимается.
Выставляется карточка « шарик и снежинка».
- Сегодня я приготовила вам сюрприз - мини-музей воздуха. Мы вместе с вами будем наполнять его новыми экспонатами.