Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игры для развития мелкой моторики,
способствующие подготовке руки ребенка к обучению в школе

Яркова Светлана Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ №104

 

Наверное, нет необходимости объяснять значимость развития тонкой моторики для общего развития маленького ребенка. Пальчиковые игры, выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

            Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

            Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

            Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

            В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

            Предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников, развивать терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда когда это необходимо.

            Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.

            Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и разглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой.

            Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки, использовать шнуровку, решетку. Вдеть в пуговицу шнурок, пуговки, молнии.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Детишек кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Можно использовать потешку:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их. Начинать надо с большого, указательного, среднего, безымянного и мизинчика. На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

Флажок

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца  (указательный, средний, безымянный, мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням кА ковшик.

Грабли

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Собака

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребра, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать,

Мышь в ее нарушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Слон

В зоопарке стоит слон

Уши, хобот, серый он.

Гловой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу-бу.

Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

            Для мелкой моторики можно предложить мозаику, пазлы по возрасту из 4 – 6 деталей.

Выполнение фигурок из палочек

 

Квадрат

Четыре палочки сложил

И тот квадратик получил

 

Треугольник

У треугольника три стороны,

И они могут быть разной длины.

 

Звездочка

Звезды нам с небес сияют,

Ночью путь нам освещают.

 

 

Рыбка

Рыбка плавает в воде,

Плещется, играет.

 

Телевизор

Без телевизора скучно, друзья,

А долго смотреть

Телевизор нельзя.

 

Качели

Как высоко качели взлетают

И ребятишек веселых качают.

 

Часы

Часы я на руку надел,

На время изредка смотрел

 

            Так же детям можно предложить для развития мелкой моторики штриховку рисунка. Начинать можно с маленького рисунка, дочертить разные линии. Пазлы по возрасту.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»