Конспект непосредственно организованной деятельности
с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи
Прощение с перелетными птицами
(с использованием электронных образовательных ресурсов
презентация «Перелетные птицы», музыкальные диски)
Арефьева М.Е.,
воспитатель
В: Ребята, сегодня мы отправимся в осенний лес. Вы знаете, что осенью все в лесу готовится к зимнему сну. Поэтому говорить мы будем тихим голосом.
Регуляция психо-эмоционального состояния, расслабление мышц тела.
В: Садитесь на ковер, закрывайте глаза, и волшебная музыка поможет перенестись нам в осенний лес.
Звучит фрагмент произведения П.И. Чайковского «Времена года. Осень», на экране появляется картинка осеннего леса.
В: В осеннем лесу очень тихо и спокойно, нам приятно и легко. Дышится легко, спокойно, глубоко.
Обогащение словаря прилагательных.
В: Вот мы и в лесу. Какой лес?
Дети подбирают прилагательные к существительному осень, согласовывают.
Дыхательная гимнастика
В: Полюбуемся осенним лесом. Вставайте. Помните, плечи не поднимаем, щеки не надуваем.
Ах!
Ах, красиво!
Ах, как красиво!
Обогащение словаря, уточнение значения слов по теме.
В: Ребята, в лесу очень тихо. Птицы улетели. Куда улетели птицы? Как называются эти птицы? Почему они так называются? Что есть у птиц? Чем покрыто тело птиц? Для чего нужны перья?
Дети отвечают на вопросы.
В: Давайте вспомним и назовем перелетных птиц.
На экране картинки перелетных птиц (ласточка, скворец, грач, аист, лебедь)
Дети называют птиц.
Физминутка.(Развитие подражательности движений, координации речи с движением.)
В: Давайте вспомним стихотворение про птиц.
Птички прыгают, летают.
Крошки птички собирают
Перышки почистили
Клювики почистили
Птички летают, поют,
Зернышки клюют.
Дети выполняют движения, воспитатель проговаривает слова.
Регуляция мышечного тонуса.
В: Птицы улетают в теплые страны. Путь этот очень далек. Поэтому у птиц очень сильные крылья. Давайте и мы попробуем помахать руками-крыльями.
Дети встают и машут руками длительное время. Затем опускают руки, воспитатель обращает внимание на ощущения в руках.
Образование сложных прилагательных, развитие навыка словообразования.
В: Ребята, все птицы разные. Давайте их рассмотрим и выделим особенности.
На экране картинки ( утка, грач, гусь, цапля, аист)
В: У утки короткий хвост, значит она…
Аналогично проводится работа со словами: острый клюв, красные лапы, длинные лапы, черные крылья, тонкая шея.
Дети образовывают прилагательные.
Согласование числительных с существительными.
В: Не все птицы еще улетели. Некоторые прилетели попрощаться с нами до весны. Сосчитайте и скажите, сколько на экране птиц.
На экране картинки ( два грача, пять ласточек, три утки)
В: Птицы улетели, а нам пора возвращаться в детский сад. Послушайте музыку, закройте глаза.
Звучит фрагмент произведения Чайковского «Времена года. Осень»
Итог занятия.
В: Мы побывали в осеннем лесу. Каких птиц мы увидели? Как они называются? Какая осень?
Ответы детей.
Педагогические ориентиры:
- Регуляция психо-эмоционального состояния, расслабление мышц тела, регуляция мышечного тонуса;
- Работа над дыханием, формирование умения произносить фразу из трех слов на одном выдохе;
- Обогащение словаря, уточнение значения слов по теме, обогащение словаря прилагательных;.
- Развитие подражательности движений, координации речи с движением;
- Формирование умения согласовать числительные с существительными, образование сложных прилагательных, развитие навыка словообразования, согласование числительных с существительными.
Оборудование:
Проектор, компьютер, презентация «Перелетные птицы», магнитофон, музыкальные диски.