Все мы – дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим, заботливым. Он познает этот мир с великим удовольствием. И со временем он начинает видеть мир таким, каким его показывают родные, воспитатели.
Современные дети с первых дней окружены плодами технического прогресса – электрическим светом, телевидением и радио, автомобиля и компьютерами. Часто, не видя голубого неба и яркого солнца по причине постоянного смога, золотого песка на берегу реки из-за гор мусора, ярких цветов и зеленых деревьев вследствие небрежного обращения с ними человека. Малыш думает, что так было и должно быть всегда.
Как помочь ребенку увидеть, почувствовать и сохранить ощущение дивной красоты природы, осознать необходимость бережного к ней отношения, личную ответственность за жизнь на земле?
Эти и другие задачи решает экологическое воспитание детей.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, я подобрала из уже известных игр такие, в которых присутствовала бы активная экологически правильная и развивающая в соответствии с постановлением воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми и более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем занятий.
Дидактические игры:
1. Угадай и добавь
Цель: Закрепить знания о сезонах, растениях, животных, их жизнедеятельности в природных условиях.
Материалы: Предметные картинки животных, растений по сезонам.
Ход игры: Воспитатель показывает детям предметные картинки. Затем картинки раскладываются на столе. Воспитатель произносит начало короткого предложения, а дети заканчивают. Например: «Летом серый, а зимой белый…»; «Кто спит зимой в берлоге?..»; «Синички любят…»; «Красная грудка у…»; «Кто на дереве сидит и по дереву долбит?..»; «У какого дерева есть сережки?..».
Второй вариант игры: Та же игра, но без картинок. За каждый правильный ответ выдается фишка. В конце объявляется победитель.
2. Прогулка в зоопарк
Цель: Закрепить названия животных, их внешний вид, особенности поведения, жизни.
Материалы: Картинки животных.
Ход игры: Каждый ребенок выбирает картинку с животным, о котором будет говорить, не называя его.
Дети ставят картинки на свои стульчики, повернув их изображением к спинкам стульчиков. Ребята приходят в «Зоопарк».
Экскурсовод-воспитатель громко говорит: «Сторож, сторож, поскорей выходи кормить зверей!» - и показывает на первый стульчик.
Ребенок около этого стульчика отвечает: «Я сторож».
Воспитатель: «Кто в этой клетке живет?»
После рассказа об этом животном дети отгадывают его и т.д., пока не рассказывают все дети.
Аналогично проводятся д/игры «Наш огород», «Птицеферма», «Оранжерея».
3. Все перепуталось
Цель: Закрепить внешний вид животных, части тела.
Ход игры: «Пришел злой волшебник и перепутал всех животных так, что теперь не поймешь, где чей хвост, чья голова, чьи лапы. Давайте поможем животным стать самими собой».
Дети подбирают части тела и составляют животных.
Игру можно сделать напольной, настольной, на фланелеграфе.
4. Кафе для зверей
Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются животные.
Материалы: Маски животных на головы, тарелочки, на которых нарисованы разные виды корма.
Ход игры: «Ребята, вы знаете, что у людей есть кафе, а у нас будет кафе для животных».
Выбирается официант, дети одевают маски животных, идут в «кафе» и садятся за столики. Официант должен подать угощения для каждого «животного» (тарелочки).
Второй вариант игры: Дети - «животные» сами выбирают себе угощения.
5. День – ночь (подвижная игра)
Цель: Закрепить знания детей о различных видах жилищ для животных и птиц.
Материалы: Маски животных на голову, иллюстрации.
Ход игры: Дети одевают маски, на стульчиках стоят картинки с изображением «домиков» животных. Ведущий говорит: «День» - дети вместе бегают, подражая животным и птицам. На слове «Ночь» - каждый бежит в свой домик.
6. Что увидишь - расскажи
Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Материалы: Ширма, картинки по сезонам.
Ход игры: Воспитатель: «Ты в окошко посмотри, что увидишь – расскажи».
Ребенок рассказывает о сезоне, который увидеть на картинке, не называя его. Другие дети должны угадать сезон.
Аналогичный вариант игры с животными, птицами, растениями.
7. Что напутал художник
Цель: Учить находить ошибки на картинке и уметь их объяснять. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Материалы: Картинки – путаницы.
Ход игры: Воспитатель: «Ребята, художник хотел нарисовать весну, осень, зима, а получилась какая-то путаница. Расскажите, что напутал художник, и докажите, почему этого не может быть».
8. Художники
Цель: Закрепить знания детей в живой и не живой природе.
Материалы: Большой набор плоскостных картинок на фланелеграф (животные, растения, птицы, цветы, человеческие фигуры, отражающие в одежде сезон).
Ход игры: Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем художниками и будем составлять картину о временах года». Дети на фланелеграфе выкладывают либо лес в определенный сезон, либо поляну…
Второй вариант игры: Выходит один ребенок и составляет картинку, но делает ошибку. Дети найти ошибку, исправить ее, объяснить.
9. Разрезные картинки
Цель: Закрепить знания о характерных особенностях сезона, уметь отобрать нужные части и собрать целую картинку.
Материалы: Разрезанные на части картинки времен года.
Ход игры: Дети собирают картинки на определенное время года.
10. Собери осень, зиму, весну, лето
Цель: Учить видеть характерные особенности каждого месяца, закрепить знания об изменениях в природе в течении каждого сезона.
Ход игры: Разложить картинки по месяцам.
11. Лото «В лесу»
Цель: Закрепить знания детей в живой и неживой природе.
Материалы: 4 большие картинки, разделенные на квадраты. В середине – изображение сезона. Маленькие картинки с изображением сезонных изменений в живой и неживой природе.
Ход игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты поровну. Маленькие карточки ведущий перемешивает, и вынимая по одной, называют нарисованное на ней животное или растение. Например: на картинке нарисован серый заяц. Играющий, у кого на большой карте нарисована весна, лето, очень поднимает руку и говорит: «Это серый заяц. Он бывает серым весной, летом, осень». Если ответ правильный, ведущий отдает карточку играющему и тот кладет ее на большую карту. Так игра продолжается до тех пор, пока ведущий не раздаст все карточки участникам игры.
12. Что возьмем на прогулку
Цель: Учить детей объяснять свой выбор.
Материалы: Незнайка, набор картинок с игрушками, орудия труда, спортивным инвентарем.
Ход игры: Надо отобрать те картинки, на которых изображены те предметы, которые соответствуют по назначению для данного сезона и объяснить, почему выбрана именно она.
13. Ромашка
Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях сезона.
Материалы: 4 круга с изображением характерных особенностей сезона; лепестки с изображением сезонов или одним признаком.
Ход игры: Игровая ситуация – «ветер разнес лепестки», дети собирают ромашку.
14. Ромашка – второй вариант игры
Цель: Закрепить знания о домашних и диких животных, птиц (на принципе моделирования).
Материалы: 2 круга: на одном схематически изображен пруд, на другом – дерево.
Ход игры: Животные перепутались и их надо отправить по домам.
15. Ромашка – третий вариант игры
Цель: Закрепить знания детей о животных, которые живут в воде – водоплавающие, на суше – сухопутные.
Материалы: 2 круга: на одном схематически изображен пруд, на другом – дерево.
Ход игры: по аналогии второго варианта.
16. Подбери листочки к дереву
Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях деревьев, их листьев, семян, плодов.
Материалы: Макеты деревьев (клен, береза, сосна, ель, рябина). Картинки с изображением листьев, плодов, семян.
Ход игры: Ветер сорвал с деревьев и перепутал листья, плоды, семена. Подбери к каждому дереву его части.
17. Создай условия для растений
Цель: Закрепить знания детей об условии жизни растений – с помощью моделирования.
Материалы: Рисунки или иллюстрации растений, карточки-модели.
Ход игры: Ребенок должен подобрать, что именно необходимо этому растению.
18. Кто сильнее
Цель: Закрепить знания детей об особенностях животных, птиц, растений. Учить располагать предметы в определенной последовательности.
Материалы: Наборы карточек
Ход игры: Воспитатель задает вопросы: «Кто сильнее – тигр, волк, лиса, заяц, мышь?». Дети раскладывают картинки в порядке убывания.
Примерные вопросы:
Что выше – сосна, рябина, шиповник, береза?
Кто больше – цапля, сова, ворона, грач, воробей?...
… - слон, медведь, лиса, еж, мышь?
… - кит, дельфин, щука, лещ, карась?
19. Угадай, что спрятано?
Цель: Учить детей выделять характерные особенности животных, развивать логическое мышление.
Материалы: Картинки животных – 2 экземпляра.
Ход игры: Перед детьми картинка – от двух и более. У воспитателя одна перевернутая картинка. Дети должны отгадать, что на карточке, задавая наводящие вопросы. Воспитатель отвечает на вопросы: да, нет.
Например: Это большой зверь? – Да.
У него рыжая шубка? – Нет.
Шубка коричневая? – Да.
Это медведь? – Да.
Усложнение– большее количество картинок. Можно проводить игры по аналогии на растения и т.п.
20. Беги ко мне
Цель: По словестному описанию воспитателя учить детей соотносить определения о животных (их внешнем виде, повадках, особенностях) с самими животными.
Материалы: Маски животных.
Ход игры: Воспитатель произносит несколько определений. Ребенок в маске этого животного подбегает к воспитателю.
Например: «Небольшая, ловкая, пушистая, хитрая…» - подбегает ребенок в маске лисы и т.д.