Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Волшебная иголочка

Кузина Ольга Владимировна

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Интересно введение новых способов в художественно-творческой деятельности. Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться.  Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.

  Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Для освоения этой техники достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла;

- заполнение окружности.

Инструменты, необходимые для работы:

картон, нити различного цвета (швейные, мулине, ирис),игла, шило, ножницы, линейка.

Заполнение угла

Заполнение окружности

 

Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», я пришла к убеждению, что занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей, более младшего дошкольного возраста. Начиная, с 5 лет дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков. Интерес к работе возрастает, если детям ясен мотив: сделать цветок для мамы, игрушки, чтобы играть, украшение для группы или дома.

Опыт показывает, что работа с изонитью способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса;

влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

 

 Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

  • конструктивные- при создании сложных композиций с использованием разных техник и приемов;
  • изобразительные- за счет частичной или полной дорисовки деталей, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;
  • творческие- изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих композиций;
  • оформительские- оформление открыток, помещений к празднику;
  • театральные- инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

 

Происходит интеграция в различные образовательные области :

коммуникация, познание, художественное творчество, познавательно-исследовательская деятельность.

  • Познание (Развитие математических представлений)  - угол, величина, длина сторон, окружность, хорда, её длина и направление; количественный и порядковый счет, точка отсчета, ориентировка на плоскости.
  • Коммуникация -  развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи, монологической речи, введение в активную речь детей математических терминов.
  • Познание (Ознакомление с окружающим и экспериментирование) - расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах предметов и материалов, развитие логического мышления и целеполагания.
  • Социализация (театрализованная деятельность) - развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, воспитание любви к театру и различным жанрам литературных произведений.
  • Художественное творчество - знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, знакомство с цветом, образами, сюжетами, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.

 

 

 

 

Методы и приёмы, используемые в работе:

 

  • словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, загадки, пословицы

Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

 

  • наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

 

  • практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

 

 

Этапы ознакомления дошкольников с техникой изонити.

Подготовительный этап.

Показ работ и иллюстраций в технике изонити.

Так как работы сделаны на фольгинированном картоне и шелковыми нитками, обратить внимание детей на игру цвета и переливов от света  ;

Показать паутинку  и, проанализировав: что такое паутина?;  кто живет, плетет паутину и зачем. Вспомнить сказку  Муха цокотуха и.т. д

Ознакомление с иголкой, различие иголок (деревянная- металическая ,толстая –тонкая, колючая  и.т.д. )

Вопросы :  у кого есть иголки ( у елки ,у ежика и.т.д.)

Чтение и беседа о труде, пословицы и поговорки, загадки

Правила безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Первый этап. Выполнение прямых стежков. Знакомство с углом, его вершиной, сторонами.  Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображениями углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов и последующей дорисовкой или аппликацией.

H:Documents and SettingselenaМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 002.jpgH:Documents and SettingselenaМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 004.jpgH:Documents and SettingselenaМои документыМои рисункиИзображениеИзображение.jpg

 

 

Второй этап. Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, задания усложняются. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см. Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.

 
 

 

Третий этап. Выполнение окружностей в технике изонити. К изображению окружности следует приступить, когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностью, дети должны постепенно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности. Величина вышитого круга зависит от длины хорды- линии между двумя точками: чем короче хорда, тем больше внутренний круг.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертый этап. Выполнение завитка. Завиток делается так же, как и окружность. Принцип вышивания завитка такой же, как и окружности. Начинать вышивку можно с любого конца нитками разного цвета.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения    различных по содержанию работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя технику изонити, мы способствуем развитию творчества детей. Техника изонити помогает активному развитию ребенка, позволяет проявлять способности, мы можем использовать эту технику для развития детей в различных образовательных областях.

Использовать готовые работы можно для составления рассказов, сказок, а так же для украшения группы, зала, в качестве подарков, сделанных своими руками. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

 

 

Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим и изонити в старшей группе, тема "Сон-трава или прострел"

 

Программное содержание:

  • Познакомить детей с растением; уточнить знания о Красной книге и заповеднике.
  • Акивизация словаря за счет слов: прострел, сон-трава, многолетник.
  • Закрепить навыки заполнения нитью острого угла, составление композиции из нескольких острых углов.
  • Развивать мелкую моторику  рук.
  • Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
  • Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Оборудование:

Картинки с изображением цветка. Иллюстрации с изображение природы Крыма. Четыре конверта разного цвета. Образец Красной книги. Основа для выполнения работы изонитью, нити разных цветов, иголки, ножницы, опорные схемы.

 

 

 

Содержание:

         Воспитатель:  К нам сегодня пришел почтальон,

                         И не просто так, а с письмом!

 Ребята, почтальон принес нам сегодня четыре конверта и все разного цвета. Интересно, что в них такое?

Ответы детей: письма, сообщения.

Воспитатель:  А почему же они разного цвета?

Ответы детей : разные письма и сообщения.

Воспитатель: Вам интересно что в них? Откроем? Внимание! Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета?

Ответы детей: голубого. ( В конверте  иллюстрация прострела).

Воспитатель:  ( Рассматривает вместе с детьми иллюстрацию растения, обращая внимание на особенности внешнего вида). Сейчас мы послушаем про него историю. (Рассказ воспитателя о весне, о первоцветах, о простреле или сон-траве. В конце рассказа задет вопросы на осознание и правильность восприятия детьми рассказа). Воспитатель:  ребята, а вы знаете, где растет прострел?  (Рассказ воспитателя  о месте произрастания  Крымского прострела с показом полуострова Крым).

Подвижная игра: «Летим на самолете в Крым». Дети, изображая самолеты передвигаются по группе.

 

Воспитатель:  Открываем второй конверт, разноцветный. (Показ иллюстраций Белого прострела, Большого прострела, Чернеющего прострела). Почему так названы? Чем похожи, чем отличаются?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя, что это многолетники, лекарственные растения, умеют лечить болезни.

Упражнение на развитие мимических мышц:

Сначала цветы испугались,

Очень заволновались,

Потом они удивились

И снами цветы подружились.

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

 

Воспитатель:  Чтобы растения росли и цвели, им нужны особые условия. Какие? Ответы: свет, вода, тепло, воздух, земля.

Подвижная игра «Ручеек»:

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода

Нету снега, нету льда.

 

Воспитатель:  Открываем третий конверт- красный. В конверте «Красная книга». Почему красная? Почему нам ее прислали?

Ответы: красная- осторожно, остановись; туда занесены виды редких животных, растений, которые  могут исчезнуть, их надо беречь.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы остаемся одни.

Воспитатель:  Для таких редких видов создаются заповедники. Послушайте, какие мудрые слова написаны в одном из заповедников. Заповедники для того и созданы, чтобы на их территории природа имела право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Та вот, какие слова были написаны:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

Как вы понимаете эти слова? Природой нужно любоваться, наслаждаться, а не разрушать.

 

         Четвертый конверт - полосатый. (В нем - образец готовой работы по изонити). «Прострел», выполненный с использованием приема заполнения острого угла. Название цветка? Из чего сделан? Какие цвета можно использовать для его создания? Вспоминаем правила работы по изонити.

 

         Работа с изонитью: - Прежде чем начать работу, вспомним правила, с которыми мы             познакомились на предыдущем занятии. Дети произносят правила.

         Главное правило. Не играть с иглой, с ножницами.

         Правило первое. На обеих сторонах угла должно быть одинаковое количество     

         отверстий.

         Правило второе. Начинать работу с изнаночной стороны, вводя иглу в самое нижнее    

         отверстие на любой стороне угла.

         Правило третье. На лицевой стороне первую нить протягиваем в вершину угла.

         Правило четвертое. С изнаночной стороны из вершины угла иголку вводим в нижнее   

         отверстие на противоположной стороне.

         Правило пятое. На лицевой стороне нити пересекаются, направляясь на другую

         сторону угла.

         Правило шестое. На изнанке стежки идут на одной стороне вниз, а на другой стороне   

         вверх.

         Работа по схеме. В работу включаем пальчиковую гимнастику.

 

         Пальчиковая гимнастика «Прострел»

Прострела нежные цветки    Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху

Распускают лепестки.            локти в упоре на столе.

 

Ветерок чуть дышит,          Медленно разводим пальцы и ладони, руки от

Лепестки колышет.             локтя до запястья прижаты друг к другу

 

Перед дождиком цветки       Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек).

Закрывают лепестки,           Покачивание руками влево-вправо.

 

Головку наклоняют,               Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони

H:Documents and SettingselenaМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 002.jpgКак-будто засыпают.              Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед.

 

          В заключение- рассматривание и оценка работ (самая

          яркая,  самая аккуратная, самая нежная и др.).   

Молодцы ребята! Вы познакомились сегодня с прострелом и хорошо выполнили свои работы!

Литература

1.Бурундукова Л.Н. Волшебная изонить. М., «АСТ-ПРЕСС», 2009.

2.Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. С-Пб., «Детство-Пресс», 2008.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»