Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Рукоделие и ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников в разных возрастных группах

Ананьева Нелли Романовна,
воспитатель ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Рукоделие и изготовление поделок из ниток занимает особое место среди традиционных методов ручного труда в детском саду из-за особенных свойств этих материалов, открывающих перед педагогом широкие возможности и перспективы.

Неслучайно изготовление кукол, оберегов, амулетов, разнообразных игрушек из тканей и ниток уходит корнями в глубокое прошлое нашей страны. Выполненные в соответствии с народными традициями, наполненные энергетикой культуры народных промыслов- эти поделки и изделия снова популярны и любимы детьми и взрослыми.

Для педагога детского сада применение тканей и ниток в совместной деятельности с детьми имеет следующие преимущества по сравнению с применением других материалов:

1.доступность (огромный выбор и сравнительно низкая цена).

2.безопасность (не представляют опасности даже для самых маленьких)

3.пластичность (позволяет создавать любые формы, изделия)

4. интенсивное развитие моторики по сравнению с другими материалами и как следствие, активизация речи

5. дидактичность (большой ассортимент цветов, видов, фактур)

6.предоставляют неограниченный простор для воображения

7.создают в процессе работы чувство комфорта, уюта, психологической безопасности.

8.создают условия для развития коммуникабельности, так как работа обычно ведётся за общим столом и сопровождается общением.

9. материалы просты в использовании, и достаточно быстро дети начинают изготавливать поделки самостоятельно.

Благодаря этим качествам, ткани и нитки заняли прочное место в развивающей среде нашей группы и применялись во всех видах деятельности и областях обучения и воспитания дошкольников.

Познавательно-речевое развитие: о значении развития мелкой моторики для коммуникации уже упоминалось, в области познания же представляются следующие возможности:

- идентификация цвета, развитие цветового восприятия; знакомство с многообразием форм.

- экспериментирование, сенсорное развитие, знакомство со свойствами разных видов тканей и ниток.

- знакомство с историей появления этих материалов (хлопок, шёлк лён) и историей создания предметов быта и одежды из них, как составной части культуры развития человека.

- развитие мышления и речи при знакомстве и формированием представлений об использовании тканей и ниток в разных областях народного хозяйства, в различных профессиях.

- формирование навыка самостоятельного использования специальной литературы, альбомов, каталогов, руководство по шитью, вязанию, плетению.

Социально-личностное развитие:

 Как уже говорилось ранее, занятия рукоделием способствуют психологической разгрузке и повышению стрессоустойчивости. Кроме того, самостоятельная работа повышает самооценку и как следствие, расширяет зону комфорта. Возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам повышает социальную значимость ребёнка. Участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом. Что касается труда: использование тканей и ниток позволяет с раннего возраста приучать детей к трудовым заданиям (сложить лоскутки, собрать клубочки ниток), а в дальнейшем усидчивая, кропотливая работа самостоятельная уборка.

К вопросу о безопасности: хотя сами материалы и безопасны, следует своевременно познакомить детей с правилами работы с ножницами, иглой, спицами и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

В процессе ручного труда, рассматриваются демонстрационные материалы, образцы (изделия) народного творчества, происходит интенсивное эстетическое развитие, пробуждение творческих способностей, художественного восприятия окружающего мира. Перечень видов творческой деятельности очень широк:

- аппликация из тканей и ниток

- рисование по ткани

- лепка с использованием деталей из ткани, нитей, бисера

- изготовление атрибутики для:

* театрализованной деятельности

* игровой деятельности

* подвижных игр

* музыкальной деятельности

- изготовление украшений (бусы, колье, браслеты)

- изготовление кукол по традиционным образцам

- изготовление кукол для театра (марионетки, пальчиковые, на кулачок)

- совместно с воспитателем шитьё одежды для кукол и для ряжения, вязаные также спицами и крючком

- плетение из бисера

 

Физическое развитие.

Одной из важных составляющих частей физического развития является формирование КГН. При этом большую помощь педагогу оказывают ручной труд и рукоделие, в процессе которого развивается мелкая моторика рук, формируется навык шнурования, завязывание узлов, бантов.

С другой стороны, знакомясь с предметами народных промыслов, образцами искусства, декоративными вещами, и особенно участвуя в их изготовлении, ребёнок повышает собственную планку требований к своему внешнему виду одежде, поведению. Формируется общая установка на здоровье, соблюдение правил гигиены, аккуратную нарядную одежду.

Кроме того в процессе совместного с детьми ручного труда и рукоделия, создаётся новая атрибутика для физкультурных занятий, прогулок, подвижных игр (флажки, султаны, вымпелы, шнурки для педалей, маски и т.д.) Следует указать, что совместная деятельность по теме «ручной труд и рукоделие» осуществляется планомерно, носит комплексный характер, зачастую входит как составная часть в другие виды деятельности. Эта комплексность и интеграция позволяют добиваться реальных положительных результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

 

              В раннем возрасте достаточно остро стоит проблема психологической разгрузки и мышечного напряжения: дети бросаются игрушками, крушат постройки. И здесь на первый план выходят яркие, объёмные, привлекательные, но мягкие и совершенно безопасные клубки и подушки: их можно колотить, сними можно валяться, ими бросаться, с ними обниматься; их очень легко потом собрать и сложить- например в корзину, причём даже маленький ребёнок может делать это самостоятельно, заслужив при этом похвалу чего не скажешь о конструкторе и кубиках). Таким образом педагогу удаётся легко и эстетично решать коррекционные проблемы в группе раннего возраста.

Итак, начиная с раннего возраста, возможны игры с клубками ниток (не разматывающимися). Для этого требуется набор клубков основных цветов (с последующим расширением ассортимента) и различных размеров. В процессе этих игр (катание, подбрасывание), формируется и закрепляется идентификация и называние цвета, а также понятия «много-мало», «большой, больше, самый большой», «маленький, поменьше, самый маленький». Также развиваются память, внимание, мелкая моторика.

Следующий шаг: развитие мышления, ассоциативных и конструкторских способностей, путём составления фигур из клубков (на ковре или на столе). Вначале следует показ воспитателя, затем совместная деятельность (дети подают клубки) и, наконец, попытки самостоятельных действий. Фигуры «гусеница», «звезда», «цветок», «кружок», а в дальнейшем «глазки, ротик, носик» и даже «самолёт» пользуются у малышей большим успехом.

 

               На четвёртом году жизни на первый план выходит ознакомление детей с окружающим миром и развитие сенсорики. По прежнему важнейшим свойством представляется безопасность материалов.

Основным видом деятельности является обследование, экспериментирование и педагоги предоставляют детям многообразие цветов фактуры и новых возможностей. Они знакомятся с такими качествами как: гладкий, пушистый, мягкий, шероховатый и т.д. Рекомендуются следующие задания: «Узнай на ощупь; найди и назови; найди на ощупь; найди такой же; разложи по цветам».

В процессе обследования и экспериментирования развивается инициатива и логическое мышление, воспитывается усидчивость, формируется внимание.

Новое содержание приобретает развитие моторики: дети тянут, рвут, мнут ткани и разматывают нитки, стараются завязывать узлы. Палитра цветов расширяются, при этом развивается цветовое восприятие, зрительная память, мышление, речь. Дети учатся воспринимать оттенки (тёмно-синий, светло-зелёный) в рамках изобразительной деятельности (аппликации) именно с использованием ниток удаётся выполнить по-настоящему красивые и эстетичные работы. Аппликация из нарисованных ниток «цыплёнок», «котёнок», «лиса» выполняются детьми с огромным желанием и большой долей самостоятельности. Этапы такой работы:

- внутри контура животного ребёнок рисует глазки, нос

- промазывает клеем

- посыпает всю поверхность внутри контура подготовленными, нарезанными нитками нужного цвета

- слегка прижимает ладошкой

Одновременно происходит закрепление представлений по теме «Животные» (тело покрыто шкурой, у животных шерсть, они пушистые).

Участие детей в подготовке театрализованной деятельности и в последующей игре также включает в себя элементы ручного труда и рукоделия. Ребёнок может вместе с воспитателем изготовить куклу на палочке (обметать поролоновую головку тканью и нитками, закрепить при помощи воспитателя, выбрать нитки для волос).

           С большим интересом дети 4-го года жизни наблюдают, как воспитатель шьёт игрушки, одежду для кукол, одежду для ряжения (подают материал, радуются обновкам). Это с виду кажется пассивная деятельность, затем в более старшем возрасте приносит прекрасные плоды в виде сформированного интереса к рукоделию трудолюбию.

Отдельно следует сказать о формировании навыка самостоятельности, трудолюбии. Мягкость и безопасность материалов позволяет полностью доверить детям уборку (сложить лоскутки, смотать нитки); постепенно учить безопасной работе с ножницами.

Воспитанию культурно-гигиенических навыков в младшей группе помогал собственноручно сделанный набор из 2-х кукол «аккуратницы» и « неряхи». Куклы пытаются подружиться с детьми, но дети отвергают неряху в грязной, рваной одежде ( и должен объяснить почему). Затем жалеют её и вместе с воспитателем подбирают ей новый поясок, бантик, ткань на платье.

Естественно, что в младшей группе в течении всего года продолжалась деятельность по всем направлениям, начатым в раннем возрасте: конструирование, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и т.д. При этом ассортимент используемых предметов изготовленных путём ручного труда расширяется и обогащается (куклы, флажки, маски-шапочки, игровая атрибутика).

Таким образом, на четвёртом году развития дети привыкают к присутствию в развивающей среде своей группы тканей и ниток, а также игрушек, поделок из них, пособий, как к неотъемлимой  части интерьера.

Деятельность с этими материалами всех видов - дидактическая, исследовательская, игровая, театрализованная, коррекционная и т.д. становится привычной для детей, естественной, комфортной, вызывает у детей удовольствие и позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения.

          На пятом году жизни – средний дошкольный возраст, деятельность с тканями и нитками постоянно приобретает самостоятельный характер, при этом развивает воображение, пробуждает склонность ребёнка к ручному труду, воспитывается целеустремлённость, усидчивость и терпение.

Рекомендуется подготовить столик для такой деятельности, где будут в открытом доступе–ткани, нитки, клубки для психологической разгрузки-яркие, привлекательные книги по теме:

- образцы детских и совместных работ

- образцы народного творчества и т.д.

На этом этапе работы целесообразнее привлекать к совместной деятельности и родителей – проводить «круглые столы» по теме, консультации, давать информацию в родительском уголке, выяснять, кто из родителей занимается творчеством из тканей и ниток и привлечь их к развитию данной деятельности в группе, организовывать выставки детского и совместного творчества в рамках своей группы и всего детского сада.

В процессе всех этих мероприятий у детей 5-го года жизни получаются по настоящему получаются красивые, эстетичные работы, что они способны оценить. Это очень повышает самооценку ребёнка и побуждает его совершенствовать свои навыки.

Необходимо подготовить подборку специальной литературы по рукоделию, народным промыслам, художественные альбомы, различные руководства для взрослых и детей (см. список литературы). В средней группе дети уже способны пользоваться специальной литературой, оценивать образцы, представленные на иллюстрациях.

Деятельность с тканями и нитками по всем направлениям углубляется и обогащается по сравнению с младшим возрастом.

В средней группе допустимо добавить к привычным материалам крупные деревянные бусины, ювелирную и обычную проволоку, крупную леску, блёстки, а в конце года бисер и стеклярус. Кроме того возможно использование природного и подсобного материала. Как вид деятельности вводим вязание, плетение, изготовление кистей, шнуров, помпонов. Усложняется уровень изобразительной деятельности из резаных ниток. Аппликация из резаных ниток выполняется с дидактическим усложнением («медведь белый – медведь бурый», «заяц белый» - «заяц серый» и т.д.). При этом дети самостоятельно выбирают обводку и стараются самостоятельно и заранее нарезать для себя нитки. При этом активно развивается мелкая и крупная моторика рук, воспитывается самостоятельность, формируются творческие способности, закрепляется навык владения ножницами.

На этом же этапе активизируется участие детей в изготовлении атрибутики для театрализованной, игровой и физкультурной деятельности. Причём некоторые изделия дети способны выполнить уже самостоятельно (вымпелы, флажки, ленты, маски и т.д.)

Итогом работы педагога по теме «Ткани и нитки в ручном труде дошкольников» в этой возрастной группе является сформированное активное, творческое отношение детей к данным материалам и наработанные детьми навыки. Именно в этом возрасте дети сделали совместно с воспитателем маме в подарок на 8 марта игольницу в форме цветка, а также был создан совместно с воспитателем «каталог тканей и других материалов».

Полезно вместе с детьми организовать выставку народных ремёсел, включив сюда и лучшие детские работы.

В старшем – подготовительном к школе возрасте активно начинают проявляться индивидуальные склонности. Поэтому фактически в этом возрасте деятельность с тканями и нитками организовывается по индивидуальной программе и в ещё большей степени – по сравнению со средней группой – из совместной превращается в самостоятельную.

Детям 6-го и 7-го года жизни предлагаются следующие варианты заданий:

а)конструирование и шитьё из ткани

- одежда для кукол

- атрибутика для ряжения

- атрибутика для сюжетно-ролевых игр

- театральная атрибутика

- игрушки

- сувениры, подарки

- предметы по образцам народных промыслов

б) конструирование из ниток

- вязание крючком

- вязание на спицах

- макраме, другие виды плетения

- изготовление шнуров, помпонов, кистей

- изготовление кукол по русским народным образцам

в) вышивание

- мережки

- вышивка крестом

- вышивка прямым швом

г) поделки из бисера

- конструирование украшений с использованием проволоки (бусы, браслеты, ожерелья, броши)

- вышивка бисером

- сувениры

д) поделки из комбинированного материала ( возможно с дополнением природных и подсобных материалов)

В процессе этой деятельности у детей развивается и совершенствуется:

  • моторика, и, как следствие, речь
  • координация движений
  • глазомер
  • воображение

 

Воспитывается:

  • терпение
  • усидчивость
  • целеустремлённость
  • трудолюбие
  • самостоятельность, инициатива

 

Формируется:

  • внимание
  • зрительная память
  • коммуникативные способности
  • эстетическое восприятие
  • социальная активность ( участие в выставках, шефские подарки для малышей и т.д.).

В организации развивающей среды для этой возрастной группы были сделаны следующие усовершенствования: для более эффективного использования материала и инструмента, а также свободного времени детей в группе была подготовлена зона с набором материалов ткани, бисера, ниток (в коробках и на подносах) и инструментов  ( ножниц, крючков, игольниц). Следует отметить, что иглы и спицы выдавались воспитателем по конкретной просьбе ребёнка; пользование ими контролировалось взрослым в целях безопасности, особенно в начале учебного года, когда навыки соблюдения правил безопасности были ещё недостаточно сформированы.

   Зона ручного труда также включала в себя постоянно обновляющуюся выставку детских работ, организованную и устроенную самими детьми. Там же располагалась специальная библиотека (художественные альбомы, руководство по рукоделию, фото -альбомы, каталоги и др.) которой дети пользовались самостоятельно.     

       Конечно увлекались рукоделием в основном девочки, но и мальчики освоили тему достаточно для того, чтобы самостоятельно сделать сувенир или подарок.

         Кроме того ручной труд по желанию и собственному замыслу в свободное время решало кроме вышеперечисленных задач ещё и проблему психологической разгрузки, отдыха – в процессе этого педагог и дети общались, смеялись, советовались – что заметно повышало уровень комфортности каждого ребёнка в коллективе и в детском саду в целом.  

          Отдельно следует отметить высокую степень интеграции деятельности во все другие области познания детей ст.-подготовительного возраста (познание, безопасность, труд, физическое развитие, коммуникация и т.д.).

Например в области коммуникации предлагаются следующие темы:

«Как рубашка в поле выросла»

«Тайны шелкопряда»

«Как ткани используются в медицине (транспорте, спорте и т.д.).

Для формирования устойчивого интереса к грамоте был изготовлен набор «Буквы из ткани» (куклы-буквы), который позволил организовать речевую деятельность в форме игры:

«День рождения буквы»

«Угощения на букву…» и т.д.

 

Итогом своей пятилетней работы с группой детей по теме «Ручной труд и рукоделие с дошкольниками» с использованием тканей, ниток, бисера и подсобного материала, считаю качественно высокий уровень их подготовки к школе, а именно:

сформированную любознательность, развитую познавательную способность, активную социальную позицию, психологическую устойчивость, коммуникабельность, организаторские навыки, эстетическое восприятие мира, трудолюбие, аккуратность, отличную моторику, усидчивость , целеустремлённость и самостоятельность.

Также хотелось бы отметить , что высокий результат показала и работа с родителями. На совместных с родителями « рукодельных посиделках» РОДИЛАСЬ ДРУЖБА МЕЖДУ МНОГИМИ ДЕТЬМИ И МЕЖДУ ИХ РОДИТЕЛЯМИ.  

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»