Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для сочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения ( в исполнительстве и творческой деятельности).
Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве и чувстве ритма. Поэтому музыкальная отзывчивость на музыку прежде сего развивается в восприятии музыки, а также в музыкально - ритмических движениях.
Поскольку восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения.
Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков.
Оно может быть развито, прежде всего, в процессе восприятия музыки.
Музыкально - слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различия и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, а также в игре по слуху на «звуковысотных» инструментах.
Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных» проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкально - слуховые представления.
Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально - слуховых представлений, должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минус слух Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений не способствует развития слуха
Воспроизведя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально - слуховые представления о ее Звуковысотном движении, хорошо помнить ее, многократно слышать.
Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально - ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Чувство ритма может формироваться не только в музыкально - Ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пенни и игре на музыкальных инструментах.
Развитии исполнительских и творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству, а также к творческому восприятию музыки.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развитых основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других - к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Итак, в каждом виде музыкальной деятельности - восприятии, Исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей, развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и импровизации.
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляются воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, Общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.