Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Синдром временного отставания

Изучение закономерностей аномалий развития психики является  необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии  и  детской  психиатрии, именно  поиск   этих   закономерностей,   изучение   причин   и   механизмов формирования  того  или  иного  дефекта  психического   развития   позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Спектр нарушений психического  развития  у  детей  достаточно  широк,  но значительно чаще встречается задержка психического развития.

Задержка психического развития  (ЗПР)  –  синдром  временного  отставания

развития  психики  в  целом  или  отдельных  ее  функций,  замедление  темпа

реализации потенциальных возможностей организма,  часто  обнаруживается  при поступлении в школу и выражается в  недостаточности  общего  запаса  знаний, ограниченности представлений, незрелости  мышления,  малой  интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой  пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

1) причины биологического характера;

2) причины социально – психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые  интоксикации,  резус- конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные  соматические  заболевания  (тяжелые  формы   гриппа,   рахит, хронические болезни –  пороки  внутренних  органов,  туберкулез,  синдром  нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в  условии социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту  деятельности:  предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка  в  семье  (гипоопека,  гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова  Т.А.  и  Певзнер  М.С.  выделяют  две  основные формы:

1) Инфантилизм – нарушение темпа созревания  наиболее  поздно  формирующихся мозговых  систем.   Инфантилизм  может  быть гармонический  (связан   с  нарушением функционального  характера,  незрелостью  лобных  структур)  и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2) Астения –  резкая  ослабленность   соматического   и неврологического  характера, обусловленная   функциональными  и  динамическими  нарушениями   центральной  нервной  системы.  Астения   может   быть   соматическая   и   церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг., которые опирались  на классификацию Власовой – Певзнер.Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:-ЗПР  конституционального  характера  (причина   возникновения   –   несозревание лобных отделов  головного  мозга).  Сюда  относятся  дети  с несложным  гармоническим  инфантилизмом,  они  сохраняют  черты   более младшего возраста,  у них преобладает игровой интерес,  не  развивается  учебный.  Эти  дети  при  благоприятных  условиях  показывают   хорошие  результаты выравнивания.

-ЗПР соматогенного  происхождения  (причина  -  перенесение  ребенком  соматического заболевания).  К этой группе относят детей с соматической  астенией,  признаками  которой  являются  истощаемость,   ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и  т.п.

-ЗПР психогенного  происхождения  (причина  – неблагоприятные  условия  в  семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)  и т.п.)

-ЗПР церебрально-астенического   генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят  детей  с  церебральной  астенией повышенной  истощаемостью  нервной  системы.   У   детей   наблюдаются: неврозоподобные   явления;   повышенная   психомоторная   возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое  расстройство  – снижение    пищевой    активности,    общая    вялость,    двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных  вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и  интеллектуальной сферы.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»