Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности памяти при задержке психического развития

Недостаточная сформированность познавательных  процессов  зачастую  является главной причиной трудностей, возникающих  у  детей  с  ЗПР  при  обучении  в школе. Как показывают многочисленные клинические и  психолого-педагогические исследования,   существенное   место   в   структуре   дефекта    умственной  деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а  также  специальные психологические  исследования  указывают  на  недостатки   в   развитии   их  непроизвольной памяти. Многое из  того,  что  нормально  развивающиеся  дети  запоминают легко, как бы само  собой,  вызывает  значительные  усилия  у  их  отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними. Одной из основных причин  недостаточной  продуктивности  непроизвольной  памяти у детей с ЗПР  является  снижение  их познавательной  активности. 

В  исследовании  Т.В.   Егоровой   (1969)   эта   проблема   была   подвергнута  специальному изучению. Одна  из  применявшихся  в  работе  экспериментальных  методик предусматривала использование  задания,  цель  которого  состояла  в  раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии  с начальной  буквой  названия  этих  предметов.  Было  выявлено,  что  дети  с  задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный  материал,  но  и  тратили на  его  припоминание  заметно  больше  времени,  чем  их  нормально  развивающиеся  сверстники.  Главное  отличие  заключалось   не   столько   в  неординарной  продуктивности  ответов,  сколько   в   разном   отношении   к  поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали  попыток  добиться  более  полного  припоминания   и   редко   применяли   для   этого вспомогательные приемы.  В  тех  случаях,  когда  это  все  же  происходило,  зачастую  наблюдалась  подмена   цели   действия.   Вспомогательный   способ  использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на  определенную  букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

В исследовании Н.Г.  Поддубной   изучалась  зависимость  продуктивности  непроизвольного  запоминания   от   характера   материала   и   особенностей  деятельности с ним у  младших  школьников  с  ЗПР.  Испытуемые  должны  были  устанавливать смысловые связи между единицами  основного  и  дополнительного  наборов слов и картинок  (в  разных  комбинациях).  Дети  с  ЗПР  обнаружили  затруднения при усвоении инструкции  к  сериям,  требующим  самостоятельного  подбора   существительных,   подходящих   по    смыслу    к    предъявленным  экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не  поняли  задание,  но  стремились  побыстрее   получить   экспериментальный   материал   и   начать  действовать.  При  этом  они,   в   отличие   от   нормально   развивающихся  дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности  и  были  уверены,  что знают, как выполнять  задание.  Выявились  отчетливые  различия  как  по  продуктивности,  так  и   по   точности   и   устойчивости   непроизвольного  запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала  в  норме  было  выше в 1,2 раза. Н.Г.  Поддубная  отмечает,  что  наглядный  материал  запоминается  лучше  вербального и в процессе воспроизведения является более действенной  опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР  страдает  не  в  такой  мере,  как  произвольная,   поэтому   целесообразно   ее   широкое  использование при их обучении. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти  у  учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин  их  трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо  запоминают  тексты,  таблицу  умножения, не удерживают  в  уме  цель  и  условия  задачи.  Им  свойственны  колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

-Снижение объема памяти и скорости запоминания,

-Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

-Механизм памяти  характеризуется  снижением  продуктивности  первых  попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

-Преобладание наглядной памяти над словесной,

-Снижение произвольной памяти.

-Нарушение  механической памяти.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»