Формирование коммуникативных качеств в играх-драматизациях
Артемова Татьяна Васильевна, учитель-логопед,
Иванова Юлия Игоревна, учитель – логопед
ГБОУ д/с № 93 Калининского района Санкт-Петербурга
Игра как ведущая деятельность дошкольников имеет большое значение для воспитания детей. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого-либо сюжета – так называемые игры-драматизации. В таких играх используется готовое содержание, которое дети должны понять, запомнить последовательность действий и речевой материал. Но подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, когда дети могут самостоятельно трансформировать сюжет.
В нашем детском саду реализуется программа «Сказка», разработанная педагогом В.М. Ивановой. Детей одновременно обучают и восприятию сказок, и их драматизации, что в дальнейшем будет способствовать развитию коммуникативной деятельности и сюжетно-ролевой игры. Программа предназначена для детей в возрасте от 2 до 4 лет; в ее содержании учитывается ситуативно-личностный характер общения детей со взрослыми в этом возрасте и ведущая роль предметно-манипулятивной деятельности.
Работа по этой программе проводится с использованием метода «театра физического воспитания», который позволяет корректировать у детей разные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. В игре, особенно коллективной, дети часто выполняют движения, действия, которые в другой ситуации не выполняли. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказочное действие, создание ситуации, в которой дети смогут проявить активность. Работа по этой программе ведется поэтапно. На каждом этапе мы выделили 4 основных направления в работе: развитие коммуникативных навыков, развитие речи; развитие моторики, развитие других психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы).
На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточение внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткий сюжет может быть составлен педагогом, а также могут использоваться короткие песенки и потешки для малышей. В качестве наглядного материала используются яркие образные игрушки. После показа сюжета педагог раздает детям аналогичные игрушки, отрабатывая умение захвата и удержания предмета и вызывая реакцию подражания своим действиям с игрушкой. Например, выполняя действия с игрушкой – зайкой, дети слушают потешку:
- Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай – ка.
Важно на основе предметно – практической деятельности формировать у детей связи между словом и предметом, словом и действием. Выполняя движения с игрушкой и одновременно слушая педагога, дети запоминают ее название, действия.
В дальнейшем при повторении сюжета педагог выдерживает паузы, стимулируя договаривание отдельных слов и фраз детьми, развивая речевую активность. На этом этапе педагог устанавливает эмоциональный контакт с детьми, вызывает интерес к игрушкам и положительное отношение к игре, желание играть вместе со взрослым.
На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей, например, сказки «Репка», «Колобок», «Теремок». Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений.
Сначала педагог рассказывает и показывает детям сказку с использованием игрушек или разных видов кукольного театра.
Далее педагог раздает детям игрушки-персонажи сказки и включает их в действие. Педагог повторяет сказку и стимулирует детей к исполнению роли. Дословное повторение текста не требуется, ребенок включается в сюжет на уровне своих коммуникативных возможностей, используя речь, звукоподражания, жесты, мимику. Для развития моторики на этом этапе работы педагоги используют разные виды игрушек:
для выполнения действий обеими руками и развития мышечной силы используются куклы на бутылках с разным наполнителем (лиса из сказки «Теремок») – постепенно увеличивается вес куклы.
Для развития умения разворачивать кисть ладошкой вверх педагоги используют варежки с нашитыми на них персонажами сказок.
Для развития умений захвата одной рукой используются куклы на конусах – захват ладонью с противопоставленным большим пальцем (к потешке «Сорока-белобока»); куклы на палочках – переход к захвату пальцами (заяц из сказки «Колобок», морковка); Для развития дифференцированной работы пальцев мы используем перчатки с нашитыми между пальчиками шариками из ниток.
Для развития дифференцированных движений тела используются куклы на варежках (кошка из сказки «Репка); а также на носочках для выполнения движений ступнями ног.
На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки. Могут использоваться те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В. Сутеева). Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и фланелеграфа. Эта работа способствует развитию восприятия сюжетных изображений. Затем педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение. Далее педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на фланелеграфе в последовательности появления по сюжету сказки, которую дети должны запомнить и удержать в памяти. Эта работа также сопровождается совместным рассказыванием сказки. У детей развивается способность соотносить предмет с его изображением, концентрация и переключение внимания, пространственная ориентировка.
Также на этом этапе используются разные виды пальчикового театра, в том числе – с плоскостными изображениями персонажей (куклы прикрепляются к пальцам на круглых резинках).
На четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки. На этом этапе используются такие сказки, как «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» и т.п. Педагог читает текст и одновременно показывает иллюстрации к сказке. Далее проводится беседа по содержанию сказки.
Затем педагог предлагает детям разыграть отдельные части сюжета с использованием разных видов кукольного театра. Под руководством педагога ребенок учится принимать на себя роль, выбирает игрушку для своего героя. У детей развивается ролевой диалог, в котором в процессе игры учитывается программа партнера. В театрализованных играх развивается сила, динамическая точность движений рук и пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация движений. На этом этапе мы используем куклы на полых конусах для развития мелкой моторики. Также используем куклы на палочках и крестовинах (собачка, гусь), на ниточках (дед) и большие куклы (баба, лягушка), которыми дети управляют.
На пятом этапе детей начинают обучать драматизации сказок. Сначала используются те же сказки, что и на предыдущих этапах. Педагог уточняет содержание сказки, понимание детьми характеров и мотивов поведения персонажей. Педагог помогает детям подбирать походку, выразительные жесты, мимику для передачи характерного образа выбранного персонажа. При выборе движений и действий учитываются и формы двигательных нарушений. Для этого используются специальные костюмы, например, сапожки с утяжелителями, рукавички для «лягушки» с пластинками для раскрытия ладоней; «крылья» птиц и другие. Дети, которые не могут передвигаться самостоятельно, тоже могут участвовать в игре с куклами, что позволяет всем детям реализовать свои индивидуальные возможности. Педагог организует взаимодействие детей друг с другом, помогает вовремя вступать в общение, стимулирует адекватную эмоциональную выразительность детей. Одну игру можно повторять несколько раз, чтобы дети могли меняться ролями, изменяя и характер общения с переменой роли.
Но главным достижением в усвоении этой программы следует считать не перечисленные умения, а формирование познавательных интересов, что в дальнейшем позволит ребенку перейти к вне ситуативно-познавательному общению. Работа по этой программе позволяет организовать деятельность детей таким образом, чтобы они ощущали себя полноправными членами коллектива. В играх с разными видами кукол дети могут непроизвольно тренировать движения, а сам процесс тренировки и его результат приносит удовлетворение, поскольку дети увлечены сказкой.