Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Качества воображения

 

Воображение одного человека может отличаться от воображения другого по ряду качеств, из которых наиболее существенным и являются такие, как сила, широта и критичность.

Кратко остановимся на характеристике этих качеств, имея в виду
только произвольное воображение и, главным образом, творческое и воссоздающее.

Сила воображения - характеризуется степенью отчетливости и; яркости тех образов оригинальных композиций, которые возникают у человека. Чем отчетливее, чем ярче эти построения, тем сильнее воображение человека. Наличие тусклых и неотчетливых образов - свидетельство слабости воображения.

Когда речь идет о силе воображения, в расчет принимают ту преимущественную тенденцию, которая свойственна определенной личности. Чаще всего сильное воображение у человека может проявляться по отношению к тем образам, которые принадлежат к хорошо известной ему области. Так, у инженера могут быть яркие и отчетливые технические образы, у писателя - образы литературных персонажей, у музыканта - музыкальные образы и т. д.  Образы воображения будут тем ярче, чем больше они затрагивают эмоциональную сферу личности. Такие образы часто для фантазирующего человека обретают силу реально воздействующих объектов. Многие выдающиеся творцы и особенно представители искусства, в частности литературы, отличались этим качеством.

Возникновение сильных и ярких образов может иметь место у человека не только в ходе самостоятельной творческой работы, но и при восприятии продуктов творчества других людей, т. е. тогда,когда в основе его психической деятельности лежит не столько творческое, сколько воссоздающее воображение.

Разумеется, что столь сильное проявление воображения у чело­века может иметь место не только при восприятии зрелищных представлений, но и при слушании музыки, чтении книг, восприятии произведений живописи, скульптуры и т. п.

Сила воображения в известной мере зависит от возраста личности. В общем и целом воображение детей характеризуется большей силой, нежели воображение взрослых. Те или иные фантастические ситуации оказывают на детей бесконечно большее впечатление, нежели на взрослых.

К. Д. Ушинский, рассматривая этот вопрос, указывал, что, когда няня пугает ребенка волком, то она подвергает его психику такому же испытанию, какое пришлось бы пережить ей самой в том случае, если бы она непосредственно столкнулась с хищником.

Широта воображения- определяется количеством и разнообразием тех образов, которые способен создать человек.

Широта воображения находится в непосредственной зависимости от масштаба знаний. Большое число фантастических образов может создать только тот человек, который обладает обширными познаниями.

Широта воображения, точно так же, как и сила воображения, у человека может проявляться не только в ходе самостоятельного творчества, но и в ходе деятельности воссоздающего воображения.

Как в творческой деятельности, так и при образном воссоздании, широта воображения определяется знаниями. Правильно воссоздать соответствующий образ человек может только в той области, в которой он имеет достаточные знания.

Так как широта воображения зависит от объема знаний, то, как правило, воображение взрослых по широте превосходит воображение детей.

Критичность воображения- определяется тем, в какой мере  фантастические построения, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

Критичным будет воображение того человека, фантастические замыслы которого приближаются к научному предвидению или даже оказываются таковыми, и, наоборот, некритичным будет воображение человека, способного создавать всего лишь бесплодные и неосуществимые вымыслы.

Критичность чрезвычайно ценное качество воображения. Ведь назначение воображения, как и всякого психического процесса, состоит в том, чтобы помогать человеку в преобразовании и совершенствовании действительности. Этим целям может служить только критическое воображение. Поэтому, оценивая фантазирующую деятельность того или иного лица, следует принимать во внимание не только количество созданных им образов, но и их качество.

Критичность может быть присуща не только творческому, но и воссоздающему воображению человека. Создавая с помощью воссоздающего воображения те или иные образы, человек может оценивать степень их правдоподобности или ложности.

Уровень критичности воссоздающего воображения точно так, как и творческого, определяется знаниями и опытом личности.

Из-за этого критичность воображения в известной степени определяется возрастом человека. Обычно воображение детей отличается меньшей критичностью, нежели воображение взрослых.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»