Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством включенияв социально-ориентированную деятельность

                                                                                   

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Это является актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы значимо развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения

  К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

          Коммуникативные способности дошкольника во многом определяются развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний,  играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Практика показывает Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с недостаточно развитым уровнем речевого развития. У детей может быть нарушена   как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.   Дети  используют и понимают более простые средства невербального общения.

В трудах Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Совместная деятельность может быть достаточно разнообразной. Одна из форм совместной деятельности-включение детей в социально-ориентированную деятельность.

Социально-ориентированная деятельность– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам. С другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком  системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды.Одной из форм социально-ориентированной деятельности является проведение социальных акций.

Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целью  которой является - привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. С детьми старшего дошкольного возраста можно принимать участие в следующих видах социальных акций - исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе); социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);  социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре); трудовые (способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально – значимой трудовой деятельности).

На наш взгляд такая форма работы позволяет  развивать не только коммуникативные отношения , коллективизм, сотрудничество, но и поможет  сформировать умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности, развить связную речь; развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение ,внимание.

В течении трёх лет мы провели акции-«Чистый берег», «Скажем ветеранам «Спасибо!», «Берегите птиц!»,«Взрослые, вас просят дети – мы жить хотимна чистой планете!»«Газеты к празднику». Каждая проведенная акция включала разные формы работы.

         В ходе подготовки и проведения акции «Чистый берег» нами были запланированы и реализованы следующие мероприятия: прогулка к заливу Белого моря, уборка мусора на берегу залива, проведена познавательная беседа «Как мусор вредит морю». На прогулке дети брали  интервью у жителей города: «Как горожане заботятся о родном городе». Совместно с родителями изготовили плакаты, использовали детские рисунки на тему: «Берегите живое!»  и провели прогулку – акцию «Чистый берег».

Анализируя проделанную работу  можно сделать вывод о том, что эта форма работы действительно помогает развивать следующие виды коммуникативных умений- информационно-коммуникативные .У детей сформировалось умение вступать в общение, слушать  речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Регуляционно - коммуникативные.  Дети научились согласовывать свои действия, потребности с партнером по общению, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Аффективно-коммуникативные. У детей появилось стремление делиться своими чувствами с партнерами по общению, оценивать эмоциональное поведение друг друга.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»