Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством включенияв социально-ориентированную деятельность
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Это является актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы значимо развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Коммуникативные способности дошкольника во многом определяются развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Практика показывает Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с недостаточно развитым уровнем речевого развития. У детей может быть нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения.
В трудах Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Совместная деятельность может быть достаточно разнообразной. Одна из форм совместной деятельности-включение детей в социально-ориентированную деятельность.
Социально-ориентированная деятельность– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам. С другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды.Одной из форм социально-ориентированной деятельности является проведение социальных акций.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целью которой является - привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. С детьми старшего дошкольного возраста можно принимать участие в следующих видах социальных акций - исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе); социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре); трудовые (способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально – значимой трудовой деятельности).
На наш взгляд такая форма работы позволяет развивать не только коммуникативные отношения , коллективизм, сотрудничество, но и поможет сформировать умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности, развить связную речь; развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение ,внимание.
В течении трёх лет мы провели акции-«Чистый берег», «Скажем ветеранам «Спасибо!», «Берегите птиц!»,«Взрослые, вас просят дети – мы жить хотимна чистой планете!»«Газеты к празднику». Каждая проведенная акция включала разные формы работы.
В ходе подготовки и проведения акции «Чистый берег» нами были запланированы и реализованы следующие мероприятия: прогулка к заливу Белого моря, уборка мусора на берегу залива, проведена познавательная беседа «Как мусор вредит морю». На прогулке дети брали интервью у жителей города: «Как горожане заботятся о родном городе». Совместно с родителями изготовили плакаты, использовали детские рисунки на тему: «Берегите живое!» и провели прогулку – акцию «Чистый берег».
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что эта форма работы действительно помогает развивать следующие виды коммуникативных умений- информационно-коммуникативные .У детей сформировалось умение вступать в общение, слушать речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Регуляционно - коммуникативные. Дети научились согласовывать свои действия, потребности с партнером по общению, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Аффективно-коммуникативные. У детей появилось стремление делиться своими чувствами с партнерами по общению, оценивать эмоциональное поведение друг друга.