Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Уголок природы в детском саду. Плетнева Тамара Сергеевна воспитатель ГБДОУ №30 Калининского района Санкт-Петербурга Общение с природой играет огромную, движущую роль в развитии и воспитания ребенка с ранних лет. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы создаст комфортные условия для общения детей с природой, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за его обитателями в течение всего дня. Объектами уголка природы в детском саду являются растения и животные. Рассмотрим уголок природы на примере комнатных растений и, наблюдаемых растений на территории детского сада, участка. В каждой возрастной группе, учитывая особенности восприятия детьми предметов, должны быть, подобраны свои комнатные растения. Их можно разделить на постоянные и временные. Постоянные находятся в уголке природы круглый год, временные – лишь определенный отрезок времени. Временные – это растения местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: весенние первоцветы, яркие декоративные растения цветника (примулы, бархатцы, астра, георгин); огорода (томаты, перцы, физалис) - пересаженные в горшки и; внесенные в уголок природы, плодоносящие и обильно цветущие осенью, а также букеты яркоокрашенных листьев деревьев и кустарников разных пород. В уголок природы могут быть помещены овощи, фрукты, плоды – осенью для ознакомления, весной для выращивания; для опытно-экспериментальной деятельности. В конце февраля, когда закончится период истинного покоя у большинства растений, в емкости с водой ставят срезанные ветки деревьев и кустарников (их можно набрать во время санитарной сезонной обрезки парковых растений). Комнатные растения – постоянные обитатели уголка природы: Дети младшей группы должны узнавать и называть 2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок). Совместно с педагогом ухаживают за растениями: поливают водой, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья. Растения должны иметь ярко выраженные основные части, должны быть красиво и долго цветущими (фикус, бегония, герань, бальзамин, фуксия, китайский розан). В средней группе у детей формируем умение видеть разнообразные свойства, формы и качества предметов и их частей (цвет, величина, характер поверхности и т. д.). Сравнивая, дети учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать их по тем или иным признакам, четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для нормального роста и развития. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (совместно с педагогом) дети приобретают несложные навыки поддержания растений в чистоте: умение обливать из мелкосетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, обтирать влажной кисточкой (листья, имеющие зазубрины), сухой (опушенные) правильно поливать их. Кроме комнатных растений, знакомство с которыми происходило в младшей группе, с детьми средней группы идет расширение представлений за счет дополнения новых комнатных растений (алое или агава – имеют зазубрины) и знакомства с видами растений одного семейства (бегония-Рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями), фикус Бенджамина). Одновременно в уголке природы может быть до 6-8 видов растений и разные виды одного семейства, например: зональную и душистую герань, несколько видов бегоний: крапчатая, вечноцветущая, лотосовидная, Рекс, манжетная, металлическая. В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений, изменение их по сезонам. Знания детей получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Недостаток одного из компонентов может привести к гибели растения. Узнают о том, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие – в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, корней, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (стеблевыми черенками). Все эти задачи требуют внесения дополнительно целого ряда растений (при этом часть, ранее живущих, убирается). Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), луковичные, имеющие клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, циссус (комнатный виноград), плющи, 1-2 вида кактусов, цикламен, амариллис, примула, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности по степени освещенности и поливе. Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной к школе группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Например, зависимость жизни растений от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света, почвы; зависимость его строения и внешнего вида от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития. Продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость. Дети должны различать растения не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды. Одна из конкретных связей, которую должны усвоить дети, - это зависимость полива (по количеству воды и частоте) от того, где растет растение. Для усвоения этой связи следует предложить детям растения: • резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: папирус (10 месяцев растет во влажной почве), и кактус, требующий небольшого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно. В умеренном поливе зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся на родине в это время года в относительном покое (герань, фуксия); • о связи роста и развития растений в природе свидетельствуют, в уголке природы в детском саду, семейство амариллисовых и лилейных (амариллис, гипераструм, кринум, гемантус, кливия и другие) начало зимы для этих растений – период покоя, когда полив их почти прекращается. Полив суккулентов в зимнее время заменяют редким опрыскиванием. Потребность в освещении комнатное растение подскажет само. Растения, у которых листья светло-зеленого цвета нуждаются в ярком освещении, а те у которых листья темно-зеленого или красноватого – мирятся с затенением. Растения с опущенными листьями не любят прямого солнечного света (на листьях могут появиться белые пятна – солнечные ожоги). Почва для растений должна содержать весь комплекс минеральных веществ (продается уже готовый, сбалансированный для разных комнатных растений). Но детям необходимо объяснить, почему одним растениям требуется гумусная, а другим почти песчаная (зависит от места произрастания в природе). Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: • размножение черенками (знакомство с этим способом начинается в старшей группе, а в подготовительной группе усложняются способы), • размножение листовым черенкованием (узамбарская фиалка, бегония Рекс, сансивьера, глоксиния); • размножение луковицами (гемантус, кринум, амариллис); • размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус, хавортия); • размножение воздушными отпрысками (большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм; все они имеют воздушные побеги-отпрыски, появляющиеся не из корневища, а на других частях растения: усы у камнеломки, цветочная стрелка с молодыми растениями у хлорофитума, отпрыски на зазубринах края листа у бриофиллюма). Отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы. Временные обитатели уголка природы: Начиная с начала учебного года, с осени, в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: пестрые букеты листьев деревьев и кустарников участка, поздноцветущих декоративных растений цветника (ноготки, хризантемы, виола, примула). Помещенные в уголок природы представители этих растений, зеленные растения: петрушка (используют для выгонки), сельдерей, укроп; растения сладкого перца, томата (пересаженные в емкости с грунтом), а также различные овощи и фрукты, плоды, съедобные ягоды, орехи, желуди вызовут интерес детей. Осенью зацветают вторично и некоторые дикорастущие травы: одуванчик, цикорий их также помещают в уголок природы. Для наблюдений с детьми в январе, феврале следует поместить в уголок природы, заготовленные с осени, корневища мать-и-мачехи, одуванчика для выгонки. В это же время помещают для наблюдений ветки деревьев и кустарников. Лучше всего ветки распускаются при температуре воды – 16-20 градусов. Выращивание овощных культур дает возможность детям в течение года проводить опыты и наблюдать за ростом и развитием растений. Малышам удобно манипулировать с крупным посадочным материалом. Совместно с педагогом в марте дети производят посадки семян на рассаду для выращивания цветочных и огородных культур на территории детского сада, участка. Со старшими детьми производят не только посадки, но и длительные наблюдения, опыты и эксперименты. Такие как: наличие комплекса условий для нормального развития проростка, рассады, наличие запаса питательных веществ в семени, корне, корнеплоде, корневище, появление бутонов, цветка, завязи, созревание плода или семени (яркий пример: выращивание фасоли от семени до семени). Для посадок лучше использовать посадочные пластиковые контейнеры-ячейки, у них имеются прозрачные крышки, что позволяет детям наблюдать процесс появления всходов, рост и развитие растений, сравнивать самостоятельно посаженное с соседними, посаженные другими детьми. Для обеспечения хорошего роста и развития растений лучше использовать готовый грунт, продаваемый в магазине (имеется необходимый запас питания для растений). Выращивание растений можно начинать с октября – проращивание лука. Салат, редис, укроп, семена огурца, томата, растений цветника на рассаду ранней весной. Начиная с февраля месяца, в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадок нужны здоровые овощи: корень петрушки, сельдерея, морковь, репа, брюква, редька, можно посадить капустную кочерыжку. Следует брать овощи, у которых сохранена верхняя часть (ростовые почки). Также можно с детьми производить выгонку таких луковичных, как тюльпаны, крокусы, гиацинты, посаженных осенью в ящички, горшки и хранящиеся на балконе. Как правило, этот процесс можно приурочить к праздничным датам – 23 февраля, 8-Марта. Делают посадки семян овса, ячменя, пшеницы на зеленый корм для животных – обитателей уголка природы. Заполняя семенами злаковых культур, смешанными с опилками, забавные игрушечные выкройки получают в процессе проращивания подарки для друзей, родных и близких. Проращивание семян в прозрачных контейнерах позволяет детям наблюдать за развитием корневой системы растения. Наблюдения, несложные трудовые операции, опытно-экспериментальная деятельность детей в уголке природы стимулирует речь детей, мышление, память, внимание, прививает любовь и бережное отношение к природе.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»