Педагогические технологии гармонизации эмоционального состояния дошкольника на занятиях изобразительной деятельности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Педагог дополнительного образования Соколова Н.Э.
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. У многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь преодолеть эти трудности, сформировать умение и желание общаться и самореализовываться – в наших силах.
Наиболее распространена в работе с дошкольниками изо-терапия (рисунки, лепка), которая применяется при эмоциональной неустойчивости, переживании чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе, искаженной самооценке, наличии конфликтных межличностных отношений Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, на занятиях рисованием ребенок личным опытным путем познает устройство окружающего мира и обретает навыки творческого преобразования своих впечатлений в рисунок. Рисунок ребенка носит экспрессивный характер-ребенок изображает не то, что он видит, а то что чувствует. Природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания Поэтому наша цель – научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Основной задачей станет гармонизация эмоционального состояния через занятия искусством с применением здоровьесберегающих технологий для снижение уровня тревожности, адаптации и социализации. через развитие мотивации к творческому освоению жизни.
В центре всей работы, проводимой с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств у дошкольников, превалируют личностно - ориентированные технологии, которые обеспечивают условия, адекватные для развития ребенка и его социально-психологической адаптации.
Для достижения поставленных целей педагоги могут использовать любые технологии, которые могут скорректировать психо-эмоциональную сферу у детей.
Технологии воздействия цветом.Цветовая гамма — это своеобразная шкала, по которой можно узнать о настроении, вкусах, привычках и характере. Цвет может содействовать или препятствовать функциональным процессам. Выбор его во многом обусловлен характером психофизиологического воздействия на ребенка. Грамотно оформленный интерьер, как компонент среды, влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка. Ритмичное чередование цветов в коридорах, рекреациях, на лестничных клетках снижает напряжение, повышает эмоциональный настрой ребенка, понижает состояние тревожности, страхов, снижает конфликтность в межличностных отношениях.
Отечественные психологи и педагоги Л.А. Венгер ,А.В.Запорожец ,А.А.Мелик-Пашаев, Н.П. Сакулина , А.П.Усова, Т.Н. Доронова, Е.Г.Приходько и др. доказывают возможность детей не только воспринимать цвет ,но и применять его в рисунке как выразительное средство,характеризующее образ
Анализ современной психолого-педагогической и программно-методической литературы, а так же опыт работы позволил определить необходимые условия для формирования чувства цвета у детей.
1.Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности.
2.Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета понимание характера цветовых сочетаний в произведенияхизобразительного искусства.
3.Целенаправленный отбор и изготовление наглядных пособий для работы с детьми.
4.Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений ,изменений цветов в природе в зависимости от времени года,погоды,освещения и т.п.
5.Изготовление дидактических игрпо ознакомлению детей с цветом,закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете с детьми старшего возраста на занятиях по изо и в свободное от занятий время.
7.Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.
8.Взаимодействие в планировании педагога изо и воспитателей с учетомрешения задач развития чувствацвета у детей.
Скорректировать психо-эмоциональную сферу у детей на занятии помогают и другие технологии, а именно:
Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка.
Релаксация — использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.
Сказкотерапия – метод использования сказочной формы интеграции личности и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Технологии музыкального воздействия. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Ее физиологический фактор способен изменить различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую.
Вариативное использование музыки: Как психологический настрой в начале занятия, как фон -- в середине, как релаксация --в конце занятия.
В работе с детьми используется деятельный подход, ребенок сам делает открытия в результате экспериментирования с художественными материалами.
Кроме того тематика занятий направлена на формирования представлений о здоровом образе жизни, о спорте, о физической культуре, об укреплении семейных ценностей, семейных традиций, об истории и красоте родного края.
Занятия изобразительной деятельностью помогают снять мышечное и психоэмоционального напряжения, создать положительный эмоциональный фон, происходит трансформация эмоциональных переживаний, обретение уверенности в себе, развитие представлений о ценности другого человека и себя.
Анализ и внедрение в практику дошкольного учреждения перечисленных эффективных технологий, способствуют формированию здоровья ребенка.Занятия изобразительной деятельностью помогают снять мышечное и психоэмоционального напряжения, создать положительный эмоциональный фон, происходит трансформация эмоциональных переживаний, обретение уверенности в себе, развитие представлений о ценности другого человека и себя.