Внедрение инновационных технологии в организацию педагогического процесса
Тычкова Татьяна Николаевна,
Заведующая ГБДОУ детский сад №68 Кировского района Санкт-Петербурга
Постоянное развитие общества и технологический прогресс способствуют изменению во всех сферах жизни, и процессы образования и воспитания не исключение. В этих условиях использовать всевозможные дидактические средства, усиливающие зрительное, слуховое и сенсомоторное восприятие ребенка становится все легче. Сейчас интерактивной доской уже никого не удивишь, однако не все понимают, как это устройство работает и в чем его основные преимущества.
Использование различных по структуре и содержанию мультимедийных презентаций, несет в себе большой потенциал и позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей. Сочетание в презентации одновременно графического изображения, звука, речи и видео позволяет педагогам моделировать для детей такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Презентация в детском саду – это обучающая последовательность кадров, с красочными картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.
С точки зрения руководителя учреждениям можно выделить несколько достоинств интерактивной доски. Неоспоримым фактом является актуальность использования этого технологического средства при работе с детьми. Общеизвестно, что большую часть информации дети получают визуально. Реализовать на занятиях один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Визуальные средства обучения способствуют развитию творческой активности, увлечению предметом, создают наилучшие условия для овладения навыками аудирования и говорения. Работа на такой доске предполагает использование всех основных видов памяти. Игровые дидактические компоненты, используемые на таких занятиях, побуждают воспитанников к запоминанию и дисциплине. Работа с доской предполагает не только просмотр изображений или видео, но и активную работу детей. С помощью озвученных презентаций в игровой форме можно познакомить детей, например, с художественными произведениями, провести познавательно – игровую викторину по сказкам К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто и др. Они выполняют задания на доске, передвигают цифровые предметы, сортируют и подсчитывают их, учатся писать с помощью специального устройства ввода информации — маркера. Детям интересно пользоваться этим устройством, даже те воспитанники, которые обычно ведут себя на занятиях равнодушно и безучастно, тут принимают активное участие в работе. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации воспитанников и наглядности представления материала. Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером или испытывают перед ним робость. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за педагогом и своими одногруппниками. Интерактивная доска хороша и при использовании на праздниках и других развлекательных мероприятиях. С ее помощью можно эти события сделать еще более творческими и эмоциональными.
Из интереса детей следует и повышенное внимание родителей к интерактивной доске и ее использовании. Им приятно осознавать, что с их детьми работают квалифицированные педагоги, умеющие пользоваться техникой такого уровня и старающимися идти в ногу со временем и использовать актуальные средства обучения. Такую доску можно также использовать и на родительских собраниях для вывода на экран основных положений собрания и прочую статистику. Повышается престиж образовательного учреждения, а следовательно увеличивается финансирование детского сада и его технологическое оснащение.
Одним из основных факторов успешной работы вышеперечисленного является наличие педагога, способного пользоваться интерактивной доской, его знания функциональности этого средства и умения использовать его максимально эффективно. Как оказалось, для молодых специалистов это совсем несложно, зачастую у них даже нет необходимости проходить специальные курсы по использованию доски. Что касается уже опытных педагогов, с большим стажем, привыкших работать устаревшими методами, на практике оказалось, что они с большим интересом относятся к новым технологиям. Плакаты, дидактические карточки и прочие наглядные материалы со временем ветшают, теряют свои цвета, а нередко просто устаревают. Цифровые материалы, приготовленные однажды, прослужат намного дольше, они не требуют частого обновления. Кроме того, они не занимают места в группе. При подготовке к любому занятию требуется найти достаточно материала, как визуального, так и содержательного. Проще и быстрее найти их в сети Интернет, чем покупать, тратя средства, или выискивая изображения в множестве книг. Более того, сейчас существует множество сайтов с уже готовыми занятиями, разработанными другими педагогами, которые готовы делится своим опытом и обмениваться идеями и материалами. Конечно, когда у педагога уже готова методическая база, ему легче пользоваться ей, но перенести ее на цифровой носитель не затруднительно. Понадобится не так много времени, а эффективность и качество занятий увеличиться в разы. Интерактивные занятия дают широкие возможности педагогам разнообразить совместную деятельность детей и взрослых, заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, поддерживают детскую инициативу и вызывают у детей эмоциональный отклик. Наличие интерактивной доски, проектора и прочих мультимедийных средств привлекает специалистов и постепенно уходит проблема с нехваткой квалифицированных педагогов.
Таким образом, руководитель учреждения, в котором приобретена интерактивная доска, получает множество преимуществ во всех направлениях своей работы. Воспитанники, первое звено, на которое и направлена деятельность образовательного учреждения, получают интереснейший опыт на занятых, имеют больший стимул к занятиям, вследствие этого получают больше знаний и навыков. Растет авторитет дошкольного учреждения, повышается уровень взаимодействия с родителями. Новые технологии являются побудительным фактором для педагогов повышать свое образование, квалификацию, развивает их творческие способности, а следовательно, заинтересованность в самой работе. Сотрудники, имеющие возможность пользоваться интерактивной доской более эффективны.