Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи
через ознакомление с художественной литературой
Осипенко Ирина Петровна, воспитатель высшей категории
ГБДОУ №25 Петродворцового района Санкт - Петербурга.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Для формирования современной личности связная речь имеет огромное значение. Основная функция языка и речи – коммуникативная, а значит от того, насколько развита будет речь ребенка зависит его возможность легко общаться с другими людьми. Также невозможно познавать окружающий мир, сложные связи в природе и в обществе без умения выражать свои мысли в речи. Понятно, что чем лучше ребенок овладевает речевыми навыками в дошкольном детстве, тем успешнее будет его обучение в школе. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам в школе. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Речь считается связной, если для нее характерны: содержательность, точность, логичность и ясность. Достигнуть всего этого можно помогают произведения художественной литературы. Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей, воспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних, тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника. Всем известно, что современные дети не очень охотно читают художественную литературу. Любовь к книгам заменила любовь к компьютеру и телевидению. Учителя в школах также озабочены этой проблемой и на совместных педсоветах просят нас, дошкольных специалистов, уделять этой проблеме повышенное внимание. Лично меня эта проблема давно волнует, так как я считаю, что книга – самый лучший учитель и воспитатель в жизни каждого человека. Ведь именно хорошая книга учит нас любить и дружить, быть внимательными и заботливыми к близким, любить свою Родину. Задачи, которые я ставлю в своей работе в этом направлении, следующие: - развивать устойчивый интерес к книге, художественным произведениям, умение различать жанры литературы; - познакомить с историей и процессом создания книг; - проявлять внимание к языковым средствам выразительности художественных произведений; - активно использовать литературный опыт при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, сохраняя стилистические и жанровые особенности произведений; Основные направления работы Знакомство с видами фольклора: загадками, колыбельными, дразнилками пословицами , закличками , считалками Знакомство с народными сказками Знакомство с поэзией Знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей Знакомство с книгами и другими печатными изданиями В работе над развитием связной речи использую, наряду с традиционными, следующие формы работы: Создание словаря Сочинение загадок Изготовление книг Формы работы Сочинение рассказов по пословицам Сочинение сказок по типу народных сказок Составление рассказов по стихам Изготовление газеты Остановимся подробнее на каждой форме работы. Составление словаря: Я работаю в логопедическом детском саду, где большое внимание уделяется подготовке детей к школе. Логопеды знакомят детей со звуками и буквами. Чтобы закрепить эти знания и был придуман «Толковый словарик» Работа строилась так: после того, как дети знакомятся с каким – либо звуком, мы придумываем слова с этим звуком и дети пытаются объяснить их значение. Сначала объяснения детей выглядели не очень связно. Например, АВТОБУС - это транспорт, на нем ездят. Водитель работает, чтобы подвозить всех людей. Но постепенно речь становилась более развернутой и дети уже могли так объяснить значение слов: АКВАРИУМ – это специальная банка из стекла, в которую наливают воду и там живут рыбки. Сочинение рассказов по стихам. Дети учатся понимать, что в рассказах есть начало, сюжетные события и окончание, и составляют рассказы по стихотворению, сохраняя его сюжетную линию и смысловое содержание. Например, возьмем стихотворение А.Барто : Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. - «Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч» Прочитав стихотворение, воспитатель задает вопросы по его содержанию, побуждая детей отвечать полным предложением и фантазировать: - Как зовут главную героиню? - В какую игру она играла? (в мячик) - Придумайте, где Таня играла с мячиком? (около речки, на речке, в лесу) - Что произошло дальше? (мячик упал в речку) - Почему мячик упал в речку, как вы думаете? ( Таня очень сильно стукнула по нему; Таня увидела красивую бабочку, засмотрелась на неё и выпустила мячик из рук и другие варианты детей) - Что сделала Таня? (стала громко плакать) - Как вы думаете, кто Таню успокоил? ( мальчик, который гулял неподалеку, мама, которая прибежала, когда услышала плач дочери и т.д.) - А почему мячик не может утонуть? (потому что он резиновый) Затем воспитатель дает свой образец рассказа, выслушивает рассказы детей) В дальнейшем дети сами придумывают рассказы по другим стихам А. Барто из цикла «Игрушки». По результатам работы была создана книга рассказов по стихам А. Барто с иллюстрациями Придумывание загадок Загадка – это очень маленькое описание предмета или явления, содержащее замысловатый вопрос, на который надо дать короткий точный ответ. Загадки делятся на : - загадки - вопросы ( Кто на себе свой дом носит?) - загадки – предложения (Из горячего колодца через нос водица льется.) - неоконченные загадки (На голове гребешок, кто же это?) Дети знакомятся с видами загадок, со способом их сочинения. Затем детям предлагается набор предметных картинок и они придумывают загадки, причем мы старались придумать к одной картинке разные виды загадок, Например, вот какие загадки придумали дети про зайца: -загадка - вопрос: «Кто в лесу больше всех боится волка? -загадка – предложение: В лесу живет, кору грызет, если волка увидит -в беду попадет. -неоконченная загадка: Прыгает как мячик, кто же это?...(зайчик). Вместе с детьми мы также сделали три книги по загадкам разных видов. Хочется отметить, что ребятам так понравилась эта работа, что в свободные минуты они придумывали сами загадки и загадывали их друг другу. Сочинение рассказов по пословицам Дети знакомятся с пословицами, учатся объяснять их значение, сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно. Для сочинения рассказов по пословицам детям предлагаются картинки соответствующего содержания и ставится условие, что заканчиваться рассказ должен текстом пословицы. В этой работе важное значение имеет подбор картинок, чтобы их содержание позволяло составить рассказ и выйти на обобщение смысла пословицы. Также были изготовлены книги по пословицам, причем хочется ещё отметить, что дети активно участвовали в оформлении наших книг, используя разные изобразительные материалы. Сочинение сказок по типу русских народных. Дети узнают, что народные сказки - это сказки, придуманные народом. Они отличаются небольшим объемом, простотой и понятностью. Сочиняя новые сказки по типу народных, дети выбирают новых персонажей, но при этом композиционное строение сказки сохраняется. Новыми героями сказок могут быть овощи, насекомые, растения и, даже, неодушевленные предметы, но в них должна соблюдаться схема рассказывания: Зачин - Развитие действия – Кульминация – Концовка Вот, например, как мы придумывали сказку «Цветочек - Василечек» (по типу сказки «Колобок»). Сначала мы вспомнили содержание сказки Колобок, её героев, песенку Колобка. Затем я предлагаю: - А что, если вместо Колобка главным героем нашей новой сказки будет Цветочек – Василечек? Подумайте, что с ним может случиться? Напоминаю, что Колобок был вкусный, мягкий и поэтому его все хотели съесть, а цветочек, он какой? - Красивый, яркий, вкусно пахнет. Его хочется сорвать. Предлагаю послушать песенку, которую я придумала для Цветочка – Василечка: «Я Цветочек – Василечек, Замечательный дружочек. Кто меня сорвет, Тот в беду попадет» Затем на фланелеграфе выставляю некоторое количество картинок и дети выбирают героев (звери, насекомые, птицы), которые захотели бы сорвать цветочек. В нашем случае дети выбрали корову, цыпленка, бабочку и девочку Машеньку. И началось придумывание сказки. Каждый герой хотел сорвать цветочек, но тот пел им свою песенку и они уходили, чтобы не попасть в беду. Только Машенька не удержалась и сорвала цветочек. Какая же беда могла с ней случиться? Дети предложили: - Машенька встретила волка и он съел её - Машенька заблудилась и осталась жить в лесу - началась гроза и Машенька промокла. Затем дети полностью рассказывают сказку, выбирая свое окончание. Также мы сочинили сказки: «Корзиночка» (по типу сказки «Теремок»), «Цыплята и лиса» (по типу «Волк и семеро козлят») и другие. Такие занятия очень нравятся детям, развивают их активность, фантазию и творчество. Изготовление книг. Дети познакомились со строением книг, с теми профессиями, которые участвуют в изготовлении книги. Свои книги мы создаем, начиная с младшей группы. Первые наши книги – это книги о диких животных. За основу берем какое – либо животное, например, зайца и вся книга посвящена ему. В нашей книге несколько страничек: - Дразнилки (зайчишка – трусишка, косой, шалунишка, длинноухий и т.д.) - Загадки (комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку) - Стихи - Игры («Зайка серенький сидит…», «Охотник и зайцы» и т.д.) - Сказки («Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» и др. – иллюстрации) Такие книги хороши тем, что их удобно использовать как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в совместной) Изготовление газеты В подготовительной группе дети узнали, что есть такое учреждение, как типография, где печатаются книги, газеты, журналы, открытки и т.д.; Мы решили издавать свою газету. Назвали ее «Вести из «Солнышка», придумали рубрики «Наши питомцы», «Герой месяца», «Как мы отдыхаем», «Последние новости», «Страничка юмора» и др. Дети приносили фотографии животных, живущих в их доме, рассказывали о них; также рассказывали о самых ярких событиях в жизни группы – праздниках, экскурсиях . В рубрике «Герой месяца» печатались материалы о детях, участвовавших в соревнованиях, конкурсах или посетивших интересную страну, выставку, музей. Чтобы придумывание таких рассказов было более живым, мы проводим их в форме Ток – Шоу, где дети могут задавать вопросы герою. В эту работу активно включались и родители, они подбирали и приносили шуточные стихи, анекдоты для рубрики «Страничка юмора», интересные задания, ребусы для рубрики «Игралочка». Дети с удовольствием просматривали газету в группе, могли брать её домой на некоторое время, чтобы показать членам семьи. В заключении хочется отметить, что такая работа над связной речью дала очень хорошие результаты: дети становились более раскрепощенными, учились выступать перед сверстниками, речь их стала более насыщенной, развернутой. Кроме того, дети узнали много интересного о художественных произведениях, их разнообразии, познакомились с разными авторами, с историей создания книг, с материалами, из которых они делались в древние времена и делаются сейчас.