Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

     Учебно- методическое пособие.

«Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»

Автор пособия:  Смолина Ольга Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории

ГБДОУ детский сад № 111   г. Санкт-Петербург

 

В настоящее время в дошкольном образование происходят изменения, которые направлены на улучшение качества образования, а оно в свою очередь зависит от взаимодействия  таких социальных институтов, как семья, образование, культура. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но  одной из главных задач выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.

В Федеральных государственных требованиях раздел «Развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация » - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не опускаться до уровня ребенка, а, наоборот, поднимать его до своего уровня) .

Поэтому у меня возникла идея: систематизировать использование дидактической игры в развитии коммуникативных способностей дошкольников для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Цель:выявить влияние дидактических игр на развитие коммуникативных способностей дошкольников и апробировать на практике.

Задачи:

1. Изучить сущность понятия «Развитие коммуникативных способностей дошкольников».

2. Определить исходные уровни развития коммуникативных умений дошкольников.

3. Выявить возможности дидактических игр на развития коммуникативных способностей дошкольников и апробировать на практике.

4. Проанализировать уровень знаний родителей о сформированности коммуникативных умений детей.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

• с игрушками и предметами;

• настольно - печатные;

• словесные.

Дидактическая игра- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Итак, дидактическая игра имеет две цели:

·        одна из них обучающая, которую преследует взрослый,

·        а другая - игровая, ради которой действует ребенок.

 Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В дидактической игре создаются такие условия, в которые каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Моя роль в дидактической игредвойственна: с одной стороны, я руковожу познавательным процессом, организую обучение детей, а с другой - выполняю роль участника игры, партнера, направляю каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости даю образец поведения в игре. Участвуя в игре, одновременно слежу за выполнением правил.

Работа в моей группе, по успешности процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников велась по следующим

направлениям:

• наполнение предметной среды

• создание положительной мотивации на общение

• теоретическую подготовку родителей.

Важным условием является единство социальных и предметных средств, поэтому я стараюсь создать такую предметную среду (модели коммуникативной деятельности, «зеркало настроения», пиктограммы, уголки уединения, и т. д., которая дает детям информацию, необходимую для решения задач коммуникативной деятельности, а партнерское взаимодействие со взрослым и сверстником способствует применению этой информации непосредственно в общении. Например, «зеркало настроения» только фиксирует факт эмоционального состояния партнера, а способы и средства общения с ним ребенок выбирает сам. Предметную среду пополняю постепенно, в соответствии с развитием способностей и возможностей детей (активно в этом помогают родители, и в окружающей ребенка среде известные предметы также сохраняю, что соответствует структуре когнитивной сферы ребенка.

С целью создания положительной мотивации использую анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, перспектив существования и развития литературных героев. Детям советую по - другому взглянуть на персонажей. Всем известные любимцы – Маша из «Маша и Медведь», Карлсон, Незнайка, Буратино, Винни Пух - озорники, но, в общем, хорошие и забавные, но в некоторых ситуациях не знают и не умеют как правильно себя вести, разговаривать. Читая эти художественные произведения, предлагаю детям выбрать литературного героя, побыть им некоторое время и научить его правильному общению. Именно так через дидактическую игру, я решаю задачи двух целей: обучающей и игровой.

В перспективе планирую разработать практико-ориентированный проект по развитию коммуникативных способностей дошкольников «В гостях у бабушки Полины» с циклом «специальных занятий», включающих в себя разнообразные коммуникативные ситуации, обучающие детей конкретным умениям независимо от какой-либо деятельности, что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей и их родителей.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «В гостях у сказки», в которую с удовольствием играют дети, начиная с младшего дошкольного возраста. В зависимости от поставленных программных задач, условия игры меняются для детей разных возрастных групп. Можно сказать, что дети растут вместе с игрой.

Для проведения игры понадобится универсальная сумочка, каждая грань которой может быть использована в качестве выполненных в технике аппликации из самоклеющейся плёнки декораций к сказкам. Их можно менять, прикрепляя при помощи приклеенных кусочков контактной ленты всё, что необходимо для игры (корабль, деревья, теремок, избушку и т. д.) . В сумочке одновременно могут находиться игрушки – персонажи сказок. Для этого можно использовать разные виды театра, игрушки, сделанные вместе с детьми и т. д. Можно предложить детям картинки с изображением героев сказок. Всё зависит от вашей фантазии.

           

Чтобы появились декорации, надо потянуть за верёвочку. Это может сделать тот, кто отгадает загадку или расскажет присказку. Можно произнести волшебные слова:

Чары - бары- растабары,

Чары – бары –чу -

В гости к сказке попасть хочу!

Или: Раз, два, три – в сказку попади!

При желании можно придумать очень много сюрпризных моментов. А творческий подход педагога к проведению игры поможет заинтересовать детей любой возрастной группы.

Необходимо отметить, что сумочку можно использовать в других видах деятельности, а также рекомендовать родителям для совместной театрализованной деятельности.

Предлагаю познакомиться с вариантами игры для каждой возрастной группы. Итак, приглашаю в гости к сказке!

Вторая младшая группа.

Программные задачи.

Формировать умение называть знакомое произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

Развивать диалогическую форму речи.

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Развивать внимание, активность.

Ход игры. Воспитатель рассказывает отрывок из знакомой сказки, а дети называют произведение и приглашают сказочных героев, которые находятся в сумочке.

Средняя группа.

Программные задачи.

Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Формировать умение включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц.

Развивать внимание, мышление, самостоятельность, активность.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечных сказочных героев, сказать, из какой они сказки, затем пересказать её.

Старшая группа.

Программные задачи.

Развивать монологическуюформу речи.

Формировать умение придумывать свои концовки к знакомым сказкам.

Развивать мышление, внимание, творческую активность.

Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально- положительный отклик на игровое действие.

Ход игры. В сумочке находятся театральные игрушки, из которых надо выбрать одну. В игре принимают участие 4 игрока. При помощи считалки дети выбирают ведущего игры, а он, в свою очередь, - сказочного героя из сказки, в которой надо изменить концовку. Ведущий напоминает содержание начала и середины сказки, а затем произносит слова: «А теперь – раз, два, три – Ваня, свою концовку расскажи! ».

Подготовительная группа.

Программные задачи.

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Закреплять представление об описании и его структурных элементах.

Развивать умение организовывать игру, исполнять роль ведущего.

Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

Развивать внимание, мышление, самостоятельность.

Ход игры. В игре принимают участие 3-4 ребёнка. Дети выбирают ведущего, который раздаёт участникам игры картинки с изображением сказочных персонажей из разных сказок. Игрокам необходимо составить портрет героя сказки в соответствии с предложенной схемой описания.

 

Литература.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»